Православная газета

Святые чудаки — юродивые ХХ века. Кто они?

Чем рисковали люди, принявшие на себя необычный подвиг в советские времена

Святые чудаки — юродивые ХХ века. Кто они?
Фото: afanasovo.cerkov.ru

Юродство — самая глубокая и живая иллюстрация того, что христианство существует не по мирским законам. «Мы безумны Христа ради… мы как сор для мира», — говорил в Первом послании к Коринфянам апостол Павел.

Известна история Николая Чудотворца, который тайно помогал женщинам, готовым от бедности и отчаяния впасть в грех. Кажется, выше добродетели в христианском понимании нет. Но юродивые идут ещё дальше: не просто совершают добрые дела (многим из них было даровано искусство исцелять людей), но делают всё, чтобы у окружающих не возникло к ним симпатии, а тем более уважения, которые могли бы, как они считали, вызвать гордость и погубить их духовно.

В чём же значение подвига юродства? И какие юродивые жили не так давно, в XX веке?

«В славянах есть особый ген»

У юродивых всё перевёрнуто с ног на голову, они действуют наперекор правилам, принятым в обществе. Могут ходить в грязной и ветхой одежде, спать где придётся, питаться тем, что подадут. Они говорят окружающим нелицеприятные вещи, при этом изъясняются вычурно, намёками, часто понять их трудно.

— Поначалу они кажутся обычными бродягами, немного сумасшедшими, или, как сейчас говорят, фриками. Но чудачества — фасад, за которым скрываются настоящие святые, праведники и молитвенники, — говорит настоятель храма Сергия Радонежского в Гольянове иерей Пётр Иванов. — Всё, что они делают, — не для себя, а во славу Божию.

По мнению отца Петра, странный образ жизни юродивых — это прикрытие. Своим асоциальным поведением святой намеренно отталкивает от себя людей, предотвращая тем самым излишнее к себе внимание, почитание и народную любовь.

Почти в каждой русской епархии есть или были юродивые, которых до сих пор почитают. Многие стали местночтимыми святыми. К их могилам едут паломники, там творятся чудеса, люди исцеляются. Известные юродивые есть почти в каждом российском городе: в Москве — Василий Блаженный, в Нижнем Новгороде чтут Андрея Качанова, в Ульяновске помнят Андрея Симбирского, в Устюге — Прокопия Устюжского.

Почему Христа ради юродивые процветают на Русской земле? Ясного ответа нет. Есть предположения. — Помните историю про то, как в Константинополе произошло чудо с Покровом Пресвятой Богородицы? Её мафорий, ставший защитой для города, сначала явился некоему юродивому Андрею, — рассказывает отец Пётр Иванов. — Когда я впервые читал этот рассказ, подумал про себя: «Вот как! Бывают, оказывается, ещё юродивые греки!» А потом смотрю — приписка: родом Андрей был из славянских стран. Видимо, всё-таки в славянах есть особый ген.

Не нужно их искать

В Русской Церкви блаженных выделили в особый чин святости, в то время как в той же Греческой Церкви их называли праведными. Например, в жизнеописании греческого старца Порфирия Кавсокаливита, жившего в XX веке, есть упоминание, что иногда он тоже вёл себя как юродивый: бросался тем, что под руку попадалось, говорил окружающим неприятные слова. Но прославлен был Греческой Церковью как преподобный.

В наши дни тоже есть юродивые. Но, как считает иерей Пётр Иванов, специально искать с ними встречи не нужно. Когда человек увлекается этими поисками, то начинает впадать в зависимость от особых эмоций лицезрения чуда, от нахождения рядом со святым. Впадает в прелесть, то есть перестаёт думать о спасении, о Боге, о душе и посвящает себя поискам мироточивых икон, старцев и юродивых.

— Приходят и ко мне просить благословения на подобные поездки, — рассказывает отец Пётр. — Спрашиваю: «Зачем ты едешь? Какова цель?» Он: «Святость ощутить и благодать». Я ему: «Святость ты можешь ощутить в Таинствах исповеди и причастия. Большей святости на этой земле ты не найдёшь. Даже ангелы не получают того, что получаешь ты в этот момент, физически, телесно соединяясь с Иисусом Христом, с Творцом».

Так что если повезло вам встретить юродивого на жизненном пути, то благодарите Бога. А нет — не обессудьте и встречи такой не ищите. Подвиг юродивого — всегда великий акт самопожертвования во имя Христа.

Подвиг юродивого, которому выпала доля жить в атеистическом государстве, ещё более величествен, ведь там на него обрушивается вся мощь государственной репрессивной машины.

Вот несколько историй из жизни юродивых XX века.

Он жил на колокольне

Когда случилась Октябрьская революция, Афанасию Сайко было 30 лет. Войны и революционные бури начала века забросили его, уроженца Ровенского уезда, в Орёл, в концлагерь для принудительных работ. После освобождения в 1921 году он остался в Орле, поселился на колокольне Богоявленского собора и принял подвиг юродства. Спускался только для того, чтобы попросить милостыню.

Очень скоро силу молитв юродивого и его провидческий дар оценили многие. Местная жительница Мария Николаевна Кириллова, которая позже стала одной из его духовных чад, записала подробности встреч со старцем, а в конце 1980-х в американском Джорданвилле они были напечатаны в журнале «Православный путь».

«Обращаясь к нему за помощью, люди приносили посильную лепту, — пишет Мария Николаевна. — На принесённые деньги старец покупал свечи и ставил их перед образом Спасителя. Когда ему приносили большую сумму, то он, собираясь в храм, говорил: «Сегодня мне парильня». Надевал на себя тёплый пиджак и, придя в храм, покупал много свечей, ставил на подсвечник, все их зажигал, а в руках держал по две большие свечи и так стоял всю службу, а когда приходил домой, то бельё с него трудно было снимать, так как оно было мокрое от пота».

Прозорливость блаженного была необычайная: он знал невысказанные мысли людей, скрываемые поступки. Блаженный обличал грехи иносказательно, часто приходил в дома, чтобы предостеречь от беды или от греха.

Власти не особо церемонились с Афанасием Андреевичем: в его жизни были тюрьма, высылка из страны, неоднократное помещение в психиатрическую лечебницу. Но и в психбольницу к старцу нескончаемым потоком шли духовные чада, включая медперсонал.

Он умер в 1967-м в возрасте 80 лет. Похоронен по его просьбе в Орле, на Крестительском кладбище, в одной могиле со своим другом — блаженным Павлом Павловичем. РПЦЗ в 1980-х годах прошлого столетия прославила старца в лике блаженных и включила его в свои святцы.

«Психопатическая личность, верит в Бога и ангелов»

Теперь его называют преподобный Гавриил Самтаврийский. Он умер в 1995 году, а в 2014 году Священный Синод Русской Православной Церкви включил его имя в месяцеслов с празднованием памяти 2 ноября. Родившийся в Тбилиси в семье убеждённого коммуниста Годердзи Ургебадзе, он ещё мальчиком выучил Евангелие наизусть. В 26 лет принял монашеский постриг с именем Гавриил. Во дворе своего дома на улице Тетрицкаройской в Тбилиси отец Гавриил построил многоглавую церковь. Иконы для неё он находил на городских свалках, в своей мастерской очищал их и помещал в красивые оклады.

Об этой церкви и о её строителе знал почти весь Тбилиси, но настоящая слава пришла к нему 1 мая 1965 года, когда во время демонстрации иеромонах Гавриил сжёг большой портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР. После побоев на допросе в изоляторе КГБ Грузии отец Гавриил говорил, что нельзя боготворить человека, потому что ему слава не нужна, а на месте портрета Ленина должно висеть распятие. В августе его обследовали в психлечебнице и поставили такой диагноз: «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов».

Чтобы не злить власти, церковные иерархи запретили ему посещать храмы. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но очень тяжело переносил отлучение от причастия.

В 1980-х годах он поселился в женском монастыре Самтавро в городе Мцхета. Какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком.

Вдвоём с сестрой Феодорой, которая потом стала игуменьей, ездили в Тбилиси и попрошайничали, а потом старец раздавал всё нищим. В Страстную седмицу из его кельи доносился постоянный плач. Некоторые видели, как во время молитвы он поднимался над землёй на 4050 сантиметров и от него исходил свет. Верующие люди приходили к отцу Гавриилу как к живому святому.

До прославления на его могилу приезжали тысячи паломников, прикасались к земле, чтобы получить благословение старца. Сегодня мощи святого — высохшее нетленное тело — находятся в монастырском храме.

Как старушка с людскими грехами боролась

Александра Иванова родилась в 1931 году в псковской деревне Заподорье. В юности с матерью часто посещала святые места, подолгу жила в Псково-Печерском монастыре и в Троице-Сергиевой лавре, трудилась там, помогала по хозяйству. Однажды путь её пересёкся со старцем архимандритом Павлом Груздевым, который служил в храмах Ярославской епархии. Скорее всего, он и благословил Александру Петровну на подвиг юродства.

Свой дар прозорливости она использовала просто. Подходила в храме к человеку и задавала какие-то непонятные вопросы. Как правило, человек недоуменно отмахивался и отходил в сторонку. Однако через некоторое время он начинал понимать, что слова, сказанные старушкой, имеют к нему непосредственное отношение и надо как-то на них реагировать. Всё объяснялось просто: Александра обличала человека в его тайных грехах, о которых никто, кроме него самого, знать не мог. Обличала не прямо, а притчами, иносказательно.

Почти всю зарплату, а потом и пенсию Александра Петровна оставляла в церкви. Часто она просила подаяние, но и эти деньги относила в храм. Родные считали, что такое поведение является проявлением психического расстройства, и поэтому стали регулярно сдавать её на лечение в местную больницу. Она закончила свои дни в областной психлечебнице 28 июня 2007 года. На теле её, пролежавшем в обычном бетонном сарае четыре дня, не было никаких признаков тления.

Блаженный Коля лечил людей в шалаше

Николай Гусев родился в Москве в 1919 году и вскоре осиротел. Воспитывала его бабушка, которая умерла в 1926 году. Так Коля оказался у тётки в Москве. Что за перемена произошла в судьбе мальчика, доподлинно не известно, но Николай Гусев лет пятнадцати от роду вдруг превратился в блаженного Колю. Он выстроил себе шалаш и вырыл землянку в лесу неподалёку от Реутова, вблизи святых источников у села Косина. Зарабатывал тем, что собирал и продавал грибы, находил и сдавал всякий утиль, а также занимался целительством.

В 1937 году Колю арестовали. Вот что рассказал следователю по Колиному делу один из свидетелей: «Да, Колю я знаю. Это Николай Иванович Гусев, блаженный Николай. Проживал он в шалаше, километрах в восьми от Косина, в Никольском лесу. Занимается он исцелениями обращающихся к нему верующих, считает себя за блаженного и прозорливого. В шалаше он имеет иконы, лампады. Исцеления он проводит путём выдачи пузырьков с водой. Прославившись блаженным и прозорливым, Гусев имеет среди верующих большой авторитет, в силу чего к нему началось большое паломничество верующих с целью получения исцеления».

Из материалов дела также выяснилось, что Гусев открыл и благоустроил на берегах Святого озера четыре новых целебных источника.

8 октября тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение на следующий день. Блаженный Коля погребён в безвестной общей могиле на полигоне в Бутове под Москвой. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.

Текст: Крестовский мост «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most