Православная газета

В западной традиции смерть страшит, в русской — пригорюнилась

В Москве работает выставка, посвящённая загробной жизни

В западной традиции смерть страшит, в русской — пригорюнилась
Икона «Христос, попирающий смерть» (фрагмент). Вологодская провинция, XVIII век

Новая экспозиция в Музее имени Андрея Рублёва отличается от прежних: рядом с редкими русскими иконами можно увидеть фламандские картины и итальянские гравюры. Кураторы решили показать, как по-разному изображали смерть и загробную жизнь в христианском искусстве — русском и западноевропейском. Тема не располагает к веселью, но впечатление от экспозиции неожиданно радостное.

— Нам важно было исследовать сходства, различия и взаимовлияния в визуальном подходе к этой теме, — объяснял мне директор музея Михаил Миндлин. — Известно, что русские иконописцы ХVIII века часто ориентировались на композиции, известные им по гравюрам, привезённым из-за рубежа. Но разница очевидна: западные мастера натуралистичны, их образ смерти порой отталкивающе физиологичен — это тщательно выписанный скелет. В православной иконе смерть не выглядит ужасной. Иногда она больше напоминает персонаж из мультфильма. В русской иконе главное — метафизичность, созерцательность. Её назначение не в том, чтобы вызывать эмоции, страх, а в том, чтобы побуждать к молитве.

Подтверждение этих слов можно видеть на стенде, где рядом с мрачным офортом «Триумф смерти» из Антверпена сияет красками вологодская икона «Христос, попирающий смерть». На ней воскресший Спаситель держит золотой шар с крестом — символ власти над миром, а поверженная смерть примостилась у его ног в образе скелета, упавшего на колени.

Два раздела выставки — о смерти праведников и о святых мощах. И здесь образы проникнуты надеждой на спасение, верой в то, что окончание жизни означает переход в другую реальность, встречу с Богом. Неожиданно выглядит написанный маслом портрет иерос химонаха Нафанаила в гробу. Зачем иконописцу Задонского Богородицкого монастыря понадобилось создавать эту картину? Скорее всего, усопший был человеком праведной жизни, и монахи не сомневались в его посмертной судьбе. К его спасённой душе не грех обратиться с келейной молитвой, с просьбой о помощи. Поэтому его изображение — не мёртвого, а именно усопшего — отгоняет уныние и придаёт духовную бодрость.

Мысль о грядущей смерти каждый монах должен был постоянно держать в уме согласно библейской заповеди: «Во всех делах помни о конце твоём, и вовек не согрешишь». Полезным напоминанием служило изображение гроба или даже настоящий гроб, в котором спали некоторые иноки. На выставке представлена такая выдолбленная из цельного бревна домовина.

Более изящный экспонат — миниатюрный, словно настольный, гроб, который хранил профессор Московской духовной академии протоиерей Алексий Остапов. Он был замечательный богослов, эрудит, специалист по церковной археологии. «Сувенирный», но очень похожий на настоящий гроб стоял в его кабинете с приоткрытой крышкой и надписью: «Зриши всяк — будешь лежать так». К сожалению, эти слова сбылись слишком скоро: в 1975 году отец Алексий заболел и умер в возрасте 45 лет.

Адрес музея: Андроньевская пл., 1. Выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» открыта до 26 января 2020 года.

Текст: Сергей ВОЛКОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most

Читайте также

«Господи, я к Тебе иду!»

Номер №1 2022

«Господи, я к Тебе иду!»

В церковном календаре — новый святой

Как открытки с Георгием Победоносцем становятся открытиями

Номер №1 2020

Как открытки с Георгием Победоносцем становятся открытиями

Сибирский учёный собрал уникальную коллекцию с изображениями святого великомученика

В западной традиции смерть страшит, в русской — пригорюнилась

Номер №11 2019

В западной традиции смерть страшит, в русской — пригорюнилась

В Москве работает выставка, посвящённая загробной жизни Новая экспозиция в Музее имени Андрея Рублёва отличается от прежних: рядом с редкими русскими иконами можно увидеть фламандские картины и итальянские гравюры. Кураторы решили показать, как по-разному изображали смерть и загробную жизнь в христианском искусстве — русском и западноевропейском. Тема не располагает к веселью, но впечатление от экспозиции неожиданно радостное. — Нам важно было исследовать сходства, различия и взаимовлияния в визуальном подходе к этой теме, — объяснял мне директор музея Михаил Миндлин. — …

Все записи