Телеведущий Тимофей Баженов знаменит своими экстремальными путешествиями в самые невероятные уголки мира. Его называют специалистом по выживанию. Недавно он выпустил свою первую книгу «Дикие истории. Дневник настоящего мужика», в которой рассказывает о своих приключениях в разных частях света. В этих рискованных поездках ему помогает православная вера.
Снежный барс рядом с иконами
— Вы посетили множество регионов нашей страны. Бывало ли с вами что-то удивительное в местах, связанных с верой, со святынями?
— Наверное, самое необычное произошло в Ингушетии, в православном храме Тхаба-Ерды, в переводе с ингушского — «Наша вера». Этот каменный храм построили в VIII веке, за 200 лет до Крещения Руси. Уникальный памятник, самая древняя православная церковь на территории России. Раньше на этом месте было языческое капище, потом воздвигли храм. В нём есть изображение зверя, тоже редкий для церкви случай. Это снежный барс, который особо почитается местными жителями, потому что, по преданию, однажды он спас целую деревню от голода.
И вот в этом храме со мной случилось чудо. Мы там сначала снимали на камеру, а потом решили сделать несколько фотографий на телефон. Сделали и поехали дальше по своим делам. По пути я стал пролистывать эти снимки и на одном из них абсолютно чётко в алтарной части храма разглядел очертание благообразного старца в красных и голубых одеждах. Он стоял и смотрел на нас, пока мы работали в этом храме. Но невооружённым глазом его не было видно! А на снимках он есть. Вот такая история.
Противники церкви были гастролёрами
— Вас крестили в детстве?
— Да, в младенчестве. Вообще, наш род из крепостных крестьян, живших в Тверской области. Это были люди очень работящие и верующие. А несколько последних поколений моих предков — врачи, так что, можно сказать, они не только верили, но и имели возможность послужить ближним на практике.
— Вы живёте в Останкинском районе. В какой храм ходите?
— Очень люблю церковь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на Шереметьевской улице. А ещё мне нравится только что освящённый храм Святой равноапостольной княгини Ольги на Новомосковской улице. Он был построен на месте завода по производству орденов и медалей, неподалёку от дома, где я живу. Рядом с новой церковью — маленький деревянный храм. Очень беспокоюсь, как бы его не разобрали.
— А почему его могут разобрать?
— Он же был временным и стоял, пока строили каменный. Мне нравится, что у нас две церкви — деревянная и каменная. И сама постройка красивая, и внутреннее убранство. А ещё я хорошо помню, сколько пришлось вынести скандалов, связанных со строительством этой церкви. Как рядом собирались разные граждане, которые устраивали демонстрации и пикеты, пытаясь сорвать строительство. Люди это были неприятные. Помню, одна из активисток вроде как проживала в моём доме и всё время говорила гадости о будущей церкви. Но когда строительство всё-таки началось, она вдруг куда-то делась. С тех пор её никто не видел. Из чего можно сделать вывод, что люди, приходящие протестовать, были просто заезжими гастролёрами. Может быть, некоторым из них кто-то платил за то, чтобы они выступали против храма… Так что я очень рад, что у нас есть церковь, а этих людей больше не видно. Это прекрасно.
Кто боится Бога — ничего не боится
— Как вы обычно встречаете православные праздники? На Крещение, например, окунаетесь в прорубь?
— Обязательно. Люблю зимние купания, окунаюсь уже много лет, причём регулярно. Но, разумеется, крещенские купания отличаются от всех остальных. Тут важна ещё и молитва, поэтому в этот день окунаешься с особым чувством. Наша семья всегда отмечает православные праздники. Особенно праздник Казанской иконы Божией Матери. Накануне моя мама, как прежде бабушка, печёт пироги, ватрушки с малиной.
— Ваша книга стала бестселлером — это захватывающий рассказ о рискованных приключениях. Бывало ли вам страшно?
— Как православный человек считаю, что наша судьба — в руках Господних. Так что бояться не нужно.