Варлам Тихонович Шаламов с детства рос в религиозной атмосфере. Отец — Тихон Николаевич Шаламов — потомственный священнослужитель, был миссионером Русско-Американской компании, служил священником на Аляске. По возвращении домой стал батюшкой главного храма в Вологде.
Впрочем, сын его позднее говорил о себе, что религиозности лишён. Будучи исключён по доносу со второго курса юридического факультета Московского текстильного института за то, что в анкете не указал честно профессию отца, Шаламов начал искать себя в литературе.
В 1929 году Шаламов впервые отправляется в заключение на три года за оппозиционные взгляды. В 1937-м снова осуждён за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Выйдет на свободу он лишь в 1951 году.
Далее последует написание знаменитых «Колымских рассказов», посвящённых шестнадцатилетнему пребыванию Шаламова в Севвостлаге (Северо-Восточном исправительно-трудовом лагере). Сам Шаламов утверждал, что в своём творчестве он пытался осмыслить возможность свободы, борьбу личности со злом, а также способность черпать силы из других источников, нежели надежда. Несмотря на то, что проведённые в лагерях годы сформируют сложные отношения писателя с религией, Шаламов всю жизнь будет обращаться к идеям христианства.
Сегодня мы прочтём одно из самых поздних стихотворных произведений Шаламова, записанных в 1980 году с его слов под диктовку. К тому времени он уже ослеп. Через год ему диагностируют деменцию. Ещё через год Шаламова не станет.
Текст стихотворения «Наверх выносят плащаницу…» начинается с описания выноса плата, чуть позже названного просто «Христовым телом». Отчего-то пасхальная служба тут соседствует с вереницей «гусей осенних» — детские воспоминания лирического героя будто бы перемешаны, наложены друг на друга.
Церковные образы соседствуют тут с рождающимся у читателя в голове (виноваты всё те же гуси) образом неба. Чтение стихов на службе – с «мальчишеской порой», будто бы горькой и нежной (зная весь последующий жизненный опыт) характеристикой, которой Шаламов награждает это время своей жизни.
Казалось бы, в этих образах нет ничего необыкновенного. Но именно в их сопряжении и рождается поэзия. Простое, короткое, в столь свойственной Шаламову манере, не тратящее слов попусту, стихотворение находит в моей душе глубокий отклик, заставляя тосковать о детстве и о том самом идеальном порядке мироустройства.

«Наверх выносят плащаницу…»
Наверх выносят плащаницу,
Напоминающую стелу,
Гусей осенних вереница
Плывёт над тем Христовым телом.
Я занят службою пасхальной,
Стихи читаю в стихаре,
Порядоĸ мира идеальный
По той мальчишесĸой поре.