Без малого 20 лет Антон Константинович Афанасьев служит в московском театре РОСТА в Царицыне. В его фильмографии более 170 работ, в их числе «Любовь Советского Союза», «Триггер» и, конечно, сериалы «Карпов» и «Пятницкий», в которых актёр сыграл обаятельного майора полиции Вадима Климова. Православная вера занимает важное место в жизни Антона. Сам он считает, что ещё продолжает свой путь к Богу.
Не делать гадостей другому
— Антон Константинович, как считаете, что мешает людям прийти к истинной вере?
— Мне кажется, что многим, кто хочет найти Бога, не хватает наставника. Я вспоминаю 1990-е годы, когда практически всюду на улицах можно было видеть группки кришнаитов в оранжевых одеяниях, распевавших: «Хари Кришна, хари Рама!». Они как бы вовлекали окружающих в свою сферу. Но я никогда не видел на улицах проповедующих православных священников. На мой взгляд, православного миссионерства нам очевидно не хватает. Прекрасно, конечно, что на телевидении появились православные каналы, существуют православные газеты. Но этого всё-таки мало. Зайдите в любой книжный магазин, там обязательно найдётся полка с литературой по эзотерике, психологии. А сколько развелось дипломированных и недипломированных коучей-психологов! С одной стороны, неплохо, что люди пытаются разобраться в себе, но тут всё заточено на самокопании, эгоизме. А вектор православной веры направлен из себя. Это не только желание понять свои проблемы, но и открыть себя миру, Богу. В этом важнейшая перспектива для верующего человека.
— А что, на ваш взгляд, отличает воцерковленного человека?
— Для меня человек воцерковленный равно хороший человек. Он и исповедует законы Божии, и придерживается их в жизни. Но это — настоящая воцерковленность. А есть и мнимая. К сожалению, порой видишь, как люди еженедельно ходят на исповеди, за советами к батюшкам, а в мирской жизни это не мешает им потом потихонечку делать пакости. Хотя, возможно, что если бы они не ходили в храм, то этим людям совсем было бы худо. Наверное, я слишком строго сужу, и во мне говорит гордыня. Для меня Бог есть закон и Бог есть любовь. Евангельские заповеди должны быть основополагающими законами для любого нормального человека. Все эти законы «замешаны» на любви, как минимум на хорошем отношении к другим людям. Иначе мы все погибли бы без соблюдения норм морали и без любви друг к другу. Главное — не делай гадости другому, вот и будет тебе любовь к ближнему. Делай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Не слишком докучать просьбами Господу
— Что чувствуете, когда заходите в храм?
— Трепет и ответственность перед величием Создателя, а значит и перед своей судьбой, перед близкими людьми, перед всем, что меня окружает. Ведь всё это по сути и есть Бог. И мне кажется, что раз люди созданы по образу и подобию Божьему, то им нужно больше доверять себе, принимать самостоятельные решения, не слишком докучать своими просьбами Господу. Конечно, бывают критические ситуации, когда человеку не хватает сил бороться, и тогда уповать можно только на Бога. Я вижу, что многие люди и приходят к Богу через какие-то испытания, через болезни, несчастья, через войну. Хотя лучше бы, чтобы этот путь был другим.
— Но поводов в виде различных бедствий в последнее время всё больше?
— Судя по словам и поступкам многих политиканов, складывается впечатление, что мир сходит с ума. Мы сейчас переживаем глобальную трансформацию, и тёмные силы бесятся, делая всяческие гадости. Нападки на нашу православную церковь — часть этого бесовского плана, задуманного далёкими от Бога и веры политиками.
Роботы уже читают проповеди и играют роли
— Вы служите в театре РОСТА, которым руководит Нонна Гришаева, человек православный, это как-то сказывается на атмосфере в театре?
— Нонна Гришаева прекрасно понимает актёров, великолепно знает, что такое театр, и всячески поддерживает доброжелательную творческую, практически семейную атмосферу, которая нам всем очень дорога. Очевидно, что вера в этом играет не последнюю роль. Люди, которые впервые к нам попадают, очень удивляются, говорят: «Ой, какой у вас замечательный театр, как вы все хорошо, по-семейному друг к другу относитесь». Мы все очень стараемся такой дух сохранять, мне кажется, что и зрители от этого в выигрыше.
— В некоторых храмах на западе установлен робот, который читает проповеди, молится вместе с верующими. Как к этому относитесь?
— Пока странно. Но, похоже, от этого никуда не деться. Мы ведь уже привыкли читать в смартфонах молитвы, находить в компьютере информацию о религии, строки Евангелия, жития святых. И, кстати, рекомендации о том, что почитать православному христианину, уже даёт искусственный интеллект. Так что роботы в храмах будут в порядке вещей. Я человек старого формата и это не очень принимаю, даже побаиваюсь. Это отчасти можно сравнить с тем, что актёров в кино уже заменяют дипфейки, и, наверное, скоро часть актёров будет не нужна, им на смену придёт компьютерная графика.