Православная газета

Как лучше умирать

Архимандрит Сергий (Рыбко) — о событии, которое неизбежно произойдёт с каждым из нас

Как лучше умирать
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Время рождаться и время умирать», — сказано в Ветхом Завете. «Воскрес Христос, и смерть низвержена!» — восклицал святитель Иоанн Златоуст. «Не дай мне уснуть во греховной смерти», — молятся по утрам христиане вслед за преподобным Макарием Великим. Для атеистов смерть — прекращение активности нервных клеток, исчезновение. Для православных — переход бессмертной души в вечность. Для святых — блаженное соединение с Богом. И для каждого человека эта тема является глубоко личным переживанием о том, что в какой-то момент неизбежно с ним произойдёт. Как правильно относиться к своей будущей кончине? Надо ли о ней думать и готовиться? Чем отличается страх перед смертью от страха смертного? Об этом мы беседуем с известным проповедником и миссионером архимандритом Сергием (Рыбко).

Когда душа расстаётся с телом

— На каждой литургии звучит прошение о христианском окончании нашей жизни — безболезненном, мирном… Нет ли в этом уступки нашим человеческим слабостям?

— Такой исход посылается Богом как особый дар. И даётся он не каждому. Я, например, имею много грехов и понимаю, что недостоин этой милости.

— Тогда надо ли вообще об этом молиться?

— Молиться надо с надеждой на милость Божию, но и со смирением, понимая, что мы этого не заслуживаем. А дальше — как Господь пошлёт. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: чудо, когда Бог избавляет умирающего от мучений, но ещё большее чудо, если человек терпеливо переносит страдания за Христа. Многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие.

— А если в жизни всё успешно и скорбей не так много, можно о них молиться?

— Некоторые святые просили, чтобы Господь послал им очистительную болезнь. Но для нас, грешных, подобная молитва будет дерзостью. Церковь просит безболезненной кончины, а мне дай болезненную! А уверен, что сможешь выдержать? Расставание души с телом — особое испытание. Мы молим Бога не об анестезии, а о том, чтобы Он помог нам перенести это, не впасть в отчаяние, в ропот. Святой Игнатий пишет: протягивая чашу скорбей, Господь растворяет их Своею благодатью. Если страдаешь за Христа, Бог даёт утешение.

«Потерплю немножко за мои грехи»

— Иногда говорят, что трудная, мучительная кончина — признак святости, очищения от грехов.

— Да, если человек не ропщет, а благодарит: «Достойное по делам моим приемлю! Слава Тебе!» Страданиями испытывается наша любовь ко Христу. «Скорбь отворяет вход в сердце благодати Божией», — говорил святой Никон Оптинский, последний духовник Оптиной пустыни, исповедник, прошедший тюрьмы и лагеря. И ещё у него есть мысль: жизнь, лишённая скорбей, в полном довольстве, — это существование, далёкое от Бога.

— И всё же люди стараются избежать скорбей, боли…

— Не надо напрашиваться на скорби, но, если они посылаются, важно понимать, что они необходимы для нашего спасения. В этом принципиальное отличие между верующим и атеистом. Для атеиста страдания бессмысленны, поэтому в некоторых странах могут даже помочь больному побыстрее умереть. У того, кто по-настоящему верует, всё иначе. Приведу пример. В 1980-х годах я был псаломщиком в городе Пушкино. В нашем храме служил протоиерей Андрей Селезнёв, уважаемый пастырь, ветеран войны. Это был смиреннейший человек. И вот у него нашли онкологию. Операцию делать поздно, оставалось ждать конца. И в этот момент он отказался от обезболивающих. Сказал врачам: «Не надо таблеток, потерплю немножко за мои грехи». Страдал очень сильно, но терпел. Похоронен в подмосковном селе Братовщина, у Благовещенского храма, в алтарной части. Для меня, тогда ещё юноши, это был пример на всю жизнь.

В чём смысл покаяния

— В покаянном каноне есть слова «да наглая смерть не похитит меня неготового». Что значит быть готовым?

— Это большая проблема для многих нынешних мирян. Сейчас вообще редко думают о смерти, стараются отвлечься. А угодники Божии об этом думали, молились, готовились. И некоторые получали извещение свыше, когда именно они покинут мир. Но это люди чистые, достойные. А сегодня скажи человеку, когда он умрёт, — один впадёт в панику, другой пустится во все тяжкие… Как готовиться? Каяться. Покаяние — это и есть приготовление к уходу.

— Святые Отцы советовали ежедневно размышлять о смерти. Это актуально? Или может вызвать депрессию?

— Всё зависит от степени духовной зрелости. Тем, кто в Церкви недавно, это, наверное, трудно. Но каждому православному нужно хотя бы во время утренних и вечерних молитв вспоминать, что его земная жизнь кончится. Умерли наши предки, люди, которых мы поминаем, и мы последуем за ними. А насчёт размышлений — я бы посоветовал читать святителя Игнатия, его «Аскетические опыты». Там есть глава, которая так и называется: «Размышление о смерти». Он пишет, что смерть презирает все земные заботы, всю нашу суету. И только одного она страшится — человека, живущего во Христе.

О пользе долголетия

— Апостол Павел называл смерть приобретением, Святые Отцы говорили о вожделенной смерти. Нет ли тут противоречия? Ведь жизнь — дар Божий…

— Святые Отцы, апостол Павел — люди высочайшей духовности: они ещё здесь, на земле, приблизились к Богу, освятились Его благодатью. «Хочу разрешиться и быть со Христом», — пишет Павел. Но при этом продолжает жить ради своих учеников. Для таких людей земная жизнь — послушание.

— Надо ли верующим стремиться к долголетию, заботиться о здоровье?

— Надо. Многая лета, по Священному Писанию, — дар от Бога. Чем дольше живёшь, тем больше возможностей увидеть свои грехи, принести покаяние. Преждевременная смерть вырывает человека из жизни, он часто не готов, ничего не успевает понять. Поэтому мы молимся о мирной кончине, а не о внезапной.

— Иногда говорят: «Мне интересно, что будет после смерти! Я ожидаю её с любопытством!» Это нормально?

— Не совсем. Такое легкомыслие идёт от неведения, незнания. Но на Страшном суде нельзя будет оправдаться незнанием, придётся отвечать. Расставание души с телом не экстремальное шоу, а великая тайна. Она требует благоговения.

Верить ли видениям

— Вы, наверное, слышали о книге Моуди с описанием переживаний в состоянии клинической смерти?

— Не стоит тратить время на подобные сочинения. Один мой знакомый специально устроился в реанимацию, чтобы иметь возможность общаться с людьми, которых, что называется, вернули с того света. Довольно долго там работал и всех пытался выспрашивать. Бесполезно: никто ничего не видел. А Моуди к тому же протестант. Лучше читать православных авторов.

— Но есть и видения православных…

— Описания видений надо воспринимать с осторожностью. Хотя бывают случаи, заслуживающие внимания. Мне рассказывал знакомый диакон, отец Николай, как на него напали бандиты. Это случилось в начале 1990-х. Его хотели убить, повалили на землю. Он стал молиться, потом сознание помутилось. Тут он увидел, что летит в огненное озеро, и в ужасе стал повторять: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!» С этими словами возникла пульсация, с каждым ударом он начал отдаляться от огня. А потом наступила темнота, и он очнулся. Позже врачи очень удивлялись, что ему удалось выжить.

О психических больных

— Вам как пастырю приходилось сталкиваться с неправильным отношением к смерти?

— Бывали случаи, когда меня приглашали причастить умирающего. Приходишь и видишь, что человек не верит в загробную участь, думает: умру — и всё кончится. А раз так, то ему кажется, что и каяться ни к чему. Он отказывается от исповеди, от причастия. Некоторые пытаются насмешничать, богохульствуют. Это вызывает недоумение. Жизнь висит на волоске, есть последняя возможность очистить душу — и человек её упускает!

— В глубокой старости люди нередко теряют память, ведут себя неадекватно. Как к этому относиться?

— Как к очистительному наказанию.

— А можно приглашать священника, если умирающий уже не в себе?

— Можно. Однажды меня пригласили соборовать и причастить лежачего больного в тяжёлом состоянии. Пока я его соборовал, он проявлял недовольство: ворчал, махал руками, что-то возмущённо выкрикивал. А перед причастием вдруг успокоился, стал ангельски мирным, сам сложил руки на груди и приоткрыл уста.

— То есть психическая болезнь не препятствует духовной жизни?

— У больных свои отношения с Богом, не надо за них решать. И за Бога тоже. Когда в страхе — радость

— В вашей жизни бывали пограничные ситуации?

— И не раз. Удивляюсь, как Господь спасал меня в самых безнадёжных обстоятельствах. Дважды я тонул, помочь было некому. До сих пор не пойму, каким образом оказался на берегу. А позже болел так тяжело, что уже распрощался с жизнью…

— Когда при серьёзной угрозе возникает страх, — это нормальная реакция?

— Да. Сам Иисус Христос молился Отцу: «Пронеси чашу сию мимо Меня». В случае внезапной смертельной опасности чаще всего борешься за жизнь, делаешь всё что можешь. Духовное понимание того, что произошло, приходит позже.

— Естественный страх перед смертью имеет отношение к тому, что в православии называют страхом смертным?

— Это не одно и то же. Страх смертный — чистое, благоговейное чувство, Господь посылает его тем, кто усердно молится. В нём есть трепет и радость: верующий готовится к встрече с Богом, но не знает, какой его ожидает приговор. Потому что только тот, кто находится в состоянии самообольщения, может испытывать горделивую уверенность, что наверняка окажется в раю.

«Предпочёл бы уходить в сознании»

— Чья кончина вызвала у вас особые переживания?

— Когда в Пасхальную ночь 1993 года психически больной, одержимый человек убил монахов Оптиной пустыни — отца Василия, отца Ферапонта и отца Трофима. Я их хорошо знал, мы вместе служили, молились. С отцом Трофимом мы жили в одной келье. Отец Ферапонт несколько раз у меня исповедовался. С отцом Василием мы были ровесники, часто общались. По земным понятиям их гибель, конечно, трагедия. Но в духовном смысле такая кончина — мученический венец. А значит, Господь удостоил их главного дара — блаженства, вечной пасхальной радости.

— С годами у вас менялось отношение к смерти?

— Я пришёл к вере в юности и ещё тогда понял, что наша жизнь с её привычными для многих ценностями — удовольствиями, богатством — довольно бессмысленна. Единственный смысл в том, чтобы достойно приготовиться к уходу. Потом стал читать Святых Отцов… Принципиально мой взгляд не изменился, но с возрастом понятие о смерти углублялось, становилось более серьёзным.

— Многие считают, что самое лёгкое — умереть во сне. Это достойный конец? Или лучше в сознании, после причастия?

— Как Бог пошлёт. Одно другому не мешает: бывает, человек утром исповедался, причастился, а ночью уснул и не проснулся. Но я бы предпочёл уходить из жизни в сознании, чтобы до последнего молиться: просить прощения у Бога и у людей, кого чем-то обидел.

Наша справка:

Старец Иоанн (Крестьянкин) прожил 95 лет, до последнего дня сохраняя молитву и духовную радость. Он любил поговорку: «Умирать готовься, а пшеничку сей!» pravoslavie.ru

Архимандрит Сергий (Рыбко) — автор нескольких книг, издатель духовных сочинений, строитель храмов, настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище Москвы

Текст: Михаил УСТЮГОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most