Православная газета

Благие вести из «Телеграма»

Как священники и епископы проповедуют с помощью новой технологии

Благие вести из «Телеграма»
Фото из семейного архива

Интернет-мессенджер «Телеграм» появился не так давно, но у него уже миллионы пользователей в России. Свои каналы в «Телеграме» создают все желающие, в том числе архиереи и священники. Канал — это блог в виде ленты сообщений, он похож на дневник, куда регулярно вносят заметки. А для православных это ещё и возможность проповедовать, нести читателям благие вести. О чём же пишут авторы православных «Телеграм»-каналов? Чем привлекают подписчиков?

Личные дневники для общего чтения

Протоиерей Александр Овчаренко из Запорожья ведёт канал «Личный дневник священника. Для всех» @ovchapriest. Темы ему часто подсказывает сама жизнь. Когда в Днепропетровске похитили 3 кг золотых украшений с икон в Свято-Троицком соборе, он написал: «Не стоит завешивать святые образы гроздьями приношений. Это может стать соблазном. Мы в нашем храме недавно сделали ревизию приношений, сделанных за много лет, и приобрели на вырученные деньги евхаристический набор, напрестольное Евангелие и напрестольный крест. Очень красивые и необходимые».

Дневником назвал свой канал @orthodoxpriest и московский клирик Николай Бабкин. У него более 6 тысяч подписчиков. Привлекает доверительная интонация автора. Он отвечает на вопросы, остроумно развенчивает суеверия, проявляет хорошее чувство юмора. На праздник святых Кирилла и Мефодия в его ленте появилась забавная картинка «Дарование письменности любителям голосовых сообщений». Смех смехом, но проблема есть: если перейти на голосовые записи, то какая нужда в грамоте?

Матушка Алина делится секретами

Супруга священника Николая Алина Бабкина ведёт канал «Чай с пледом» @ chaispledom. Подписчиков тоже немало — 4 тысячи. Кроме того, Алина размещает в «е» очень красивые семейные фото, и там у неё 122 тысячи постоянных посетителей. Свою миссию она определяет так: «Согреваю словом. Побеждаем депрессию вместе».

Алина размышляет о доме, о роли матушки в приходе, делится секретами семейного счастья. Вот одно из правил в их семье: «Мы не молчим, если что-то идёт не так. Мы объединяемся против общей проблемы, но никогда не друг против друга. Взаимные обвинения — табу». И ещё секрет: «Прежде чем что-то сказать или сделать, мы думаем, что любимый человек почувствует. Не ранит ли это? Для каждого разговора есть правильное и неправильное время».

О чём пишут архиереи

Популярный канал @ archbishopambrose ведёт наместник Сретенского монастыря архиепископ Амвросий (Ермаков). С началом карантина он стал чаще делиться личным опытом, и это привлекло новых подписчиков. В детстве владыка нёс послушание в храме, а потом его призвали в армию. В апреле этого года, когда храмы закрылись для прихожан, он сделал запись об армейском прошлом: «Прямо в карауле, с автоматом в руках, я совершал наизусть воскресное бдение, читал шестопсалмие, часы и изобразительны по памяти. До сих пор вспоминаю эти свои богослужения как яркие и праздничные, самые дорогие. Пишу это вам не ради того, чтобы похвалиться, но чтобы воодушевить вас и показать пользу нового опыта церковно-домашней молитвы».

Большой резонанс в период пандемии вызывали сообщения на «Телеграм»-канале @pitirimtvorogov ректора Московской духовной академии епископа Питирима (Творогова). В середине апреля у него обнаружили вирус, он попал в больницу. А потом сделал некоторые выводы о ситуации. Эти записи прочитали десятки тысяч людей, их цитировали в СМИ. Владыка сказал о трёх уроках. Первый: во время кризиса верующие должны слушаться не старцев и стариц, а священноначалие — Патриарха и епископов. Второй: храм не является местом, свободным от вирусов. Даже в Троице-Сергиевой лавре многие заболели в тяжёлой форме. «Пожалейте нас!» — обратился владыка к прихожанам, которые рвались в храм, несмотря на запреты. И третий урок: общая беда разделила верующих на тех, кто послушно остался дома, и тех, кто всё же не смог не пойти в храм. Епископ призвал к покаянию тех, кто не послушался, не проявил смирения и терпения.

Когда растёт число подписчиков

Важное условие успеха «Телеграм»-канала — умное живое слово, интересное авторское мнение. Всего полгода назад создал канал @otec_nik священник Николай Дубинин из Старого Оскола и уже приобрёл тысячу подписчиков. Вот одна из его недавних записей: «Во время освящения жилья заметил печальную закономерность — у многих христиан нет дома иконы Христа. Матронушка, Николай Угодник, Пантелеимон есть. А вот Тот, Кому всю жизнь молились и Матронушка, и святой Николай, — Того нет. Словно нам не Христос нужен, а помощь в житейских проблемах, которые быстро «улаживают» наши святые».

Растёт популярность канала @SymSem ректора Курской духовной семинарии архимандрита Симеона (Томачинского). Отец Симеон, известный богослов и филолог, делится своими меткими наблюдениями. «Мне непонятно, когда борьбу с пандемией на полном серьёзе сравнивают с Великой Отечественной, — пишет он. — Риторика военного времени очень привлекательна в год 75-летия Победы. Но, проводя подобные аналогии, не умаляем ли мы подвиг миллионов наших дедов и прадедов, которые отдали свои жизни за родную землю в борьбе с фашизмом?»

Есть в «Телеграме» и удобные для просмотра ленты православных новостей. Почти 6 тысяч подписчиков у канала «Церковь сегодня» @cerkovj журналиста Сергея Стефанова. Любопытные события приходской жизни освещает канал @prichodru. Записи здесь лаконичные и часто — радостные. Например, такая: «Концерт колокольных звонов прошёл в Никольском храме села Сунгурова Костромской области. Колокольные звоны транслировались в прямом эфире в Интернете».

Текст: Михаил УСТЮГОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most