Православная газета

Что значит «не зарекаться от тюрьмы»

Общение священника с заключёнными позволяет многое понять и в обычной жизни

Что значит «не зарекаться от тюрьмы»
Священник Роман Колесников служит не только в Никольском храме московского района Отрадное, но и в тюрьме. Фото: Роман Балаев

Вот уже более 13 лет иерей Роман Колесников регулярно посещает следственный изолятор, чтобы духовно поддержать попавших туда людей. Что узнал он за это время о жизни, отделённой от нас высоким забором и решёткой? Какие уроки из этого опыта могут быть полезны не только тем, кто оступился, но и всем нам?

Мы грешны в одинаковой мере

Когда я первый раз пришёл в следственный изолятор, то одним из главных открытий для меня стало, что там находятся такие же люди, каких я встречаю у себя в приходе. А по отношению к священнику человек в тюрьме ведёт себя зачастую даже более благоговейно и уважительно, чем прихожане в храме. Поэтому страха в таком общении у меня нет. Когда слушаешь истории этих людей, вдруг понимаешь, что в такое же положение запросто могли попасть многие из нас. Есть, конечно, среди причин и злонамеренные действия. Но есть и легкомыслие, безответственность, ошибки, недоразумения. Кого-то попросили что-то перенести, отвезти, где-то неудачно человек толкнул кого-то, кто-то подписал какую-то бумагу, не вникнув в суть. Многие поступают похожим образом, но далеко не все расплачиваются так серьёзно.

Я часто говорю заключённым, что они там не за их грехи, потому что грешны мы все в одинаковой мере. Если бы Господь нас судил по грехам, то есть поступал бы с нами по справедливости, мы бы вообще не жили в этом мире. А Господь ведёт их путём испытаний — через тюрьму. Так же как кого-то ведёт через болезнь, кого-то через развод. Но всё это — путь Божий, и люди его проходят. Господь посылает болезни, житейские испытания и трудности для того, чтобы открыть нам глаза. Чтобы мы могли увидеть всё в истинном свете.

Тюрьма может стать встряской

Самая распространённая среди молодёжи статья — это незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление наркотических средств. Максимальное наказание — 10 лет лишения свободы. Помню, как общался с парнем, которому всего 22 года, а он уже отсидел пять лет. Он сожалел о своём поступке, осознавал, что ошибся, что причинил боль родителям. Я всегда спрашиваю: с чего всё начиналось? Чаще всего отвечают, что на такой путь их толкнула жажда лёгких денег, наживы. По телевидению часто показывают, как легко добываются деньги, как купаются в роскоши богатые люди. Блогеры на своих каналах в Интернете внушают, что достаточно захотеть — и вы чудесно разбогатеете. Молодой человек видит всю эту изобильную, красочную жизнь и сравнивает со своей. А когда появляется возможность быстро заработать, он уже не думает о последствиях.

Один парень мне рассказал, что нашёл в газете объявление о вакансии курьера. Оказалось, что надо передавать особые посылки за большие деньги. Он понимал, о чём идёт речь, но согласился и попался. Теперь сильно жалеет и раскаивается. Что ж, часто бывает, что тюрьма становится необходимой встряской и люди меняются. На исповеди они благодарят Бога за печальные обстоятельства, которые привели их сюда и помогли встать на правильный путь.

И в окопах бывают атеисты

Когда говорят, что в окопах неверующих нет, это не совсем верно. Неправда, что все сразу начинают верить. Вера — не продукт войны, это дар Божий. И в тюрьме есть разные люди. В том числе и бывшие атеисты, которые начали воцерковляться именно здесь. Таких очень много. На исповеди я часто слышу благодарение Богу за то, что Он привёл их к вере. Но, конечно, есть неверующие, которые такими и остаются.

Самые страшные слова

Есть один грех, который меня до сих пор потрясает, и я не могу привыкнуть и спокойно слышать о нём. Это как раз то, что не услышишь в обычном приходе: грех убийства. Невозможно спокойно воспринимать, когда человек в этом кается. Первый раз я услышал это на исповеди, когда пожилой человек сказал, что убил своего сына. Плача, он рассказывал, что сын был наркоманом, сам он был выпивши, они сильно поругались — и случилось страшное. Слышать слова: «Я убил человека» мне до сих пор тяжело.

Если не упал — тоже проси о помиловании

Когда мы читаем «Отче наш», мы просим: «…не введи нас во искушение», то есть не попусти нам оказаться во власти греха. Святитель Иоанн Златоуст писал, что, если ты упал, проси Бога о помиловании, а если не падаешь — тоже проси о помиловании, потому что это не твоя заслуга — это тебя удерживает милость Божия, благодать Божия. Вот об этом и следует просить: чтобы Господь не отступал от нас, всегда пребывал во всех обстоятельствах нашей жизни, даже если они складываются так, как мы не планировали.

Текст: Марина МОРОЗОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most