Православная газета

Почему на сцене МХАТа старца играет Леонид Якубович

Спектакль в жанре жития оказался необычен во всём

Почему на сцене МХАТа старца играет Леонид Якубович
Леонид Якубович в роли старца Никандра. Фото: Кирилл Зыков/Агентство «Москва»

Вокруг недавней мхатовской премьеры спектакля «Лавр» по роману Евгения Водолазкина много разговоров. Интерес вызывает и то, что одну из важных ролей играет Леонид Якубович. Большинство зрителей знают его как ведущего шоу «Поле чудес». Но, как видно, диапазон актёра намного шире. На сцене МХАТа им. М.Горького Леонид Аркадьевич предстал в роли старца Никандра. О своей роли он рассказал нашей газете.

— Я был удивлён и даже изумлён тем, что меня пригласили в этот спектакль, — говорит Якубович. — Серьёзнейшая тема покаяния трактуется в пьесе постмодернистским языком: старославянский сливается с современным русским, прошлое — с будущим, смех — со слезами. Для меня «Лавр» — это прежде всего важное произведение с точки зрения современного отношения к православию. Водолазкин задаёт даже не вопросы, а темы, которые оседают в голове, и ты уже сам пытаешься находить на них ответы. Это уникальный материал, фактически — житие святого, жанр, который широкому театральному зрителю малоизвестен. По моему мнению, такого сложного спектакля МХАТ ещё не ставил, а я не играл такой глубокой роли.

Честно говоря, я человек скрытный, всё ношу в себе — что там во мне угадал режиссёр Эдуард Бояков? Но не могу не признать: я чувствую этот образ. То, что говорит старец, — это и есть философия и смысл произведения, он как будто смотрит на происходящее со стороны. Я общался с такими людьми, но не могу сказать, что сам я такой. Я родился в середине прошлого века, когда учили, что Бога нет и быть не может. В некотором смысле во мне есть половинчатость: ум действует по-своему, а душа — по-своему. А Никандр — это воплощение духовности, цельности. Вера не требует доказательств: либо ты веришь, либо нет.

Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most