Православная газета

Русские святые-инородцы

Неопубликованная глава из нашумевшей книги протоиерея Владимира Вигилянского

Русские святые-инородцы
Фото предоставлены о. Сергием Шерфетдиновым

Недавно издательство Сретенского монастыря выпустило в свет книгу, которая сразу же привлекла к себе широкое внимание и вызвала множество откликов. Она называется «Русский ключ» и составлена из разнообразных эссе, которые публиковал на своей странице в «» известный священник Владимир Вигилянский. Это размышления о самом главном в нашей жизни — о вере, об уроках истории, о выборе, который делают и человек, и народ, о современных вызовах и о неповторимых судьбах.

Однако при составлении книги случилась почти мистическая история. Как сообщил сам отец Владимир, он «с удивлением увидел, что эссе о канонизированных Русской Церковью иностранцах почему-то не попало в книгу». Обидно, поскольку интерес к этой теме у него давний и, можно сказать, семейный. Священник вспоминает при этом стихотворение своей жены поэтессы Олеси Николаевой, написанное 35 лет назад, которое называется «Судьба иностранца в России». Там есть такие строки: «В России судьба баснословна, странна, иностранна, чудна, то праведна, то уголовна, абсурда и смысла полна…»

Чтобы восполнить утрату, приводим текст эссе, не вошедший в книгу, но опубликованный в «» отца Владимира.

Православный противовес

Эта тема совершенно не изучена в нашей агиографической литературе. Никакого сводного списка инородцев, канонизированных Русской Церковью, нет.

Но это и понятно: в православии понятие «крови» размыто. Все мы во Христе едины. У всех нас одно Небесное Отечество.

В посланиях апостола Павла не раз говорится о нравственном облике истинного христианина, который должен отказаться от «ветхого человека» в себе и духовно обновиться «по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос».

В другом послании апостола Павла эта мысль звучит так: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

В обществе, в политике, в социальном устройстве страны в разные эпохи нашей истории мы видим всплески ксенофобии и шовинизма, чаще всего связанные с войнами, русофобией, политической, экономической и информационной агрессией со стороны других стран.

Единственным противовесом этим всплескам могут служить православие и его русские святые-инородцы — юродивые, преподобные, воины, князья, мученики, святители, праведники. Среди них были немцы, римляне, чехи, татары, греки, сирийцы, литовцы, венгры, карелы, вепсы, алеуты.

Итак…

Чукагнак стал святым Петром

Александр Свирский (14481533) — преподобный, по происхождению вепс (малочисленный народ финно-угорской языковой группы).

Прокопий Устюжский — Христа ради юродивый, чудотворец (?1303). До переезда в Новгород был ганзейским купцом знатного прусского рода из Любека.

Исидор Ростовский (?-1474) — юродивый, ростовский чудотворец, родом из Германии. Согласно житию, Исидор родился в окрестностях города Бранденбурга в славянской семье католического вероисповедания.

Александр Шморель Оренбургский (1917-1943) — мученик, антифашист, организовавший группу Сопротивления в Третьем рейхе, сын немца и русской, канонизирован Русской Православной Церковью.

Преподобный Антоний Римлянин (ок. 1067-1147) — основатель новгородского Антониева монастыря.

Меркурий Смоленский (?-1239) — мученик. Славянин из Моравии (в житии назван римлянином), происходил из княжеского рода. Мученичество принял во время нашествия хана Батыя на Смоленск.

Авраамий Болгарский (?-1229) — мученик, Владимирский чудотворец. За проповедь православия был усечён мечом (четвертован) у берега Волги.

Пётр Ордынский (Даир Кайдагул Орда-Ичинов (?-1290) — царевич. Был племянником хана Золотой Орды Берке, правнуком Чингисхана. Основал Петровский монастырь.

Стефан Казанский (?-1552) — мученик. Более 20 лет он страдал расслаблением ног. Уверовав во Христа, он получил исцеление и принял крещение после взятия Казани Иваном Грозным. За твёрдость в христианской вере был изрублен на части своими единоплеменниками.

Татарского происхождения были преподобные Серапион Кожеезерский (?-1611) и Пафнутий Боровский (1394-1477).

Максим Грек (Михаил Триволис, 1470-1556) — преподобный, богослов и переводчик.

Сергий Нуромский (Вологодский, Обнорский, середина XIV века — 1412) — преподобный чудотворец, монах, ученик Сергия Радонежского.

Кассиан Грек (Кассиан Угличский, Кассиан Учемский, в миру Константин Гаврас, 1504) — преподобный, основатель Кассианова Учемского монастыря, из рода византийских императоров Комнинов.

До XIV века многие русские святители были греческого происхождения.

Михаил, святитель (Х век) — первый митрополит Киевский и всея Руси, родом из Сирии.

Антоний, Иоанн и Евстафий, виленские мученики, убитые в Литве в 40-х годах XIV века. Литовские имена мучеников: Круглец, Кумец и Нежило.

Довмонт, или Домант (1299), в крещении Тимофей — святой псковский князь литовского происхождения, правивший в Пскове с 1266 по 1299 год.

Моисей Угрин (?-1043) — монах Киево-Печерского монастыря, почитается в лике преподобных. По происхождению венгр из Трансильвании.

Пётр Алеут (до крещения Чукагнак, 1800-1815, Калифорния) — мученик, духовное чадо преподобного Германа Аляскинского, захвачен в плен испанцами в Северной Калифорнии и был замучен до смерти за исповедание православия и за отказ принять католическую веру.

Русские святые-инородцы, молите Бога о нас!

Текст: Крестовский мост «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most