Православная газета

О голубях и пиар-технологиях поговорили однажды Патриарх Алексий II и Евгений Никифоров

Кто и как возвращал в нашу жизнь церковные традиции

Подпольная покупка

В 1980 году 25-летний Женя Никифоров купил на подпольном книжном рынке самиздатовское Евангелие. К этому времени он прочитал уже немало книг, в том числе многих великих философов. Но тут встретился с чем-то совсем иным.

— Для меня это были прорыв в вечность, третья космическая скорость, полный отрыв от Земли, — говорит Никифоров. — Я почувствовал нечеловеческое слово, понял, что это выше всей человеческой мудрости.

А затем началось его резкое погружение в православие. Дальше было знакомство с отцом Амвросием (Юрасовым), который стал духовником Евгения Никифорова, а позже и православного братства «Радонеж». Сам «Радонеж» был зарегистрирован в середине 1980-х сначала как «духовно-просветительский кооператив» — первый в нашей стране и уникальный в своём роде. Вместе со статусом получили печать. И началась эпоха открытий. «Радонеж» стал настоящим первопроходцем.

Теперь даже удивительно: многого не было в нашей жизни до того, как за это взялся «Радонеж» во главе со своим председателем Евгением Никифоровым. Паломническая служба, книжный православный магазин, православные школы, православные радио и телефестиваль, пасхальные открытки… И каждый раз своя история.

«Православная обувь»

Один современный богослов важным фактом истории Русской Церкви конца XX века называл… «Православную обувь». Речь об обувном магазине, в котором кооператив «Радонеж» арендовал один отсек и размещал там первые «плоды» зарождавшегося издательства. Так начинался знаменитый впоследствии магазин «Православное слово».

— Мы начали издавать книги практически подпольно, тиражами по тысяче экземпляров, — говорит Никифоров. — А когда получили печать как кооператив, то сняли прилавок в магазине «Обувь» напротив Новодевичьего монастыря, по­этому и шутили, что мы «Православная обувь». Книг было ещё так мало, что многие сомневались: чем заполнить маленький прилавок? Мы издали первую брошюру «Православное учение о Божией Матери», книгу против телевидения под названием «Не участвуйте в делах тьмы», первые два номера детского журнала «Пчёлка» и первую Псалтирь на чувашском языке.

На «Волге» по святым местам

Первую паломническую службу «Радонеж» открывал, когда само это понятие вызывало подозрения.

— Инициаторами были совсем молодые тогда Юрий Минулин и Василий Каледа, — вспоминает Никифоров. — Первые поездки они проводили на такси — автомобиле «Волга». Такова была «массовость» нашего паломничества. Донской монастырь был ещё закрыт, мы его тайно показывали: вот келейка святителя Тихона, а здесь должны быть его мощи… Это позже уже случилось открытие этих мощей. Но утрачены были даже сами слова. Вот как называть поездки к святыням? Долго обсуждали. Поняли, что это служение. Так и появилось выражение «паломническая служба». Это сейчас оно всем привычно.

На полгода раньше «Эха»

Первое вещание радио «Радонеж» было на Пасху 1991 года.

— Это была не просто православная радиостанция, — говорит Евгений Константинович, — это была первая независимая радиостанция вообще. Мы вышли на полгода раньше «Эха Москвы». Они тогда сидели на Никольской, у них был один или два полупрофессиональных магнитофона, а у нас-то уже к тому времени были магазин и издательство, поэтому мы смогли снять профессиональную студию.

А в 1995-м у братства «Радонеж» появилось ещё одно СМИ — одноимённая газета. Вышло это почти случайно. Никифорова благословили баллотироваться в Госдуму, а для этого нужно было информационное подкрепление. Вот и затеяли газету для предвыборной кампании.

— В депутаты я не попал, — говорит Евгений Константинович, — и считаю, что Бог меня миловал, потому что это мне ни по характеру, ни по душе. Теперь я понимаю: всё это было для того, чтобы появилась газета. Мы же не знаем, как благословение отзовётся.

Впереди — Патриарх на белом коне

В 1995 году Никифоров пришёл на приём к Патриарху Алексию II c целым пакетом идей.

— Прежде всего я предложил то, что сейчас называют пиар-технологиями, — рассказывает Евгений Константинович. — Но Святейший сразу сказал, что это абсолютно нецерковный подход, потому что Церковь свидетельствует миру самим своим существованием, а не оказывает насилия над сознанием. Тогда я напомнил о некоторых замечательных церковных обычаях, которые можно было бы вернуть, в частности пасхальные открытки. «Конечно же это надо делать», — согласился Патриарх.

После этого мы затеяли конкурс на современную пасхальную открытку. Переиздали и лучшие работы старых мастеров, таких как Борис Зворыкин, Иван Билибин, Борис Кустодиев.

Предложил Никифоров Алексию II и ещё два проекта, которые тоже непосредственно связаны с участием Патриарха. Первый — выпуск птиц на Благовещение. Тут всё понятно. Второй — «шествие на осляти» в Вербное воскресенье. Это ещё византийский обряд, и в допетровской России он был популярен. Тогда Патриарх возглавлял процессию от Лобного места в Кремль на белом коне, а император смиренно вёл коня под уздцы.

— Идея про птиц на Благовещение Патриарху понравилась, — говорит Никифоров. — Благословил он и участие детей в этом празднике, чтобы своим авторитетом поддержать православные школы. А насчёт второго проекта улыбнулся: «Хотя и благочестивый это обычай, но, боюсь, может быть превратно понят».

Текст: Валерий КОНОВАЛОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most