Православная газета

Протоиерей Максим Первозванский: Служить я начал, когда на всю Москву было 50 священников

Как лектор-атеист пришёл к вере и стал проповедником

5 фактов об отце Максиме

В школе хотел стать астрономом или физиком.

Его прадедушка был священником.

Является главным редактором православного молодёжного журнала «Наследник».

Служит в храме Сорока Севастийских Мучеников в Спасской слободе.

Со своей будущей супругой познакомился в студенческом отряде, на картошке, сейчас у них девять детей.

От буддизма к православию

Я рос в обычной интеллигентной московской семье, был пионером, комсомольцем. В институте заинтересовался буддизмом, возможно, потому, что в творчестве рок-музыкантов того времени — Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя и других — чувствовался интерес к дзену.

Узнать что-то о религии в то время было трудно. А в МИФИ, где я учился, на факультете общественных профессий можно было получить дополнительное образование. Я поступил на направление «Научный атеизм» по специальности «лектор-атеист». И даже вёл кружок «Юный атеист» в детской библиотеке — рассказывал ребятам о мировых религиях. В то время грамотные атеисты должны были неплохо знать вероучения, и подготовили нас на совесть.

Распределился я в один из закрытых НИИ, где в соседней лаборатории работал кандидат наук Владимир Чурсин. Оказалось, что он активно сотрудничал с обществом «Радонеж». Так я впервые увидел по-настоящему верующего человека. Именно в разговорах с ним всё, что я когда-то изучал в теории, у меня легко встало на свои места.

Это был момент обращения. Бог направил меня в православную среду. Через Володю Чурсина я вскоре познакомился со многими уникальными людьми, каждый из которых сделал многое для Церкви.

Архимандрит меня озадачил

В 1991 году я стал прихожанином Новоспасского монастыря, и наместник архимандрит Алексий (Фролов) попросил меня помочь в организации воскресной школы. Причём не только создать, но и преподавать, так как у меня было хоть и атеистическое, но вполне систематическое образование в этой области, а кадров не хватало.

Через год он мне сказал: «Слушай, тебе надо быть священнослужителем». Это стало для меня громом среди ясного неба: в то время священники не казались мне людьми, они были для меня ангелами, в крайнем случае святыми. Их нельзя было встретить на улице, с ними нельзя было поговорить. На всю Москву их тогда было всего пятьдесят. Сейчас — 2500.

Посмеялись и забыли. Но 25 лет — это возраст, когда всё возможно. В 1993 году по благословению духовника я начал ежедневно утром и вечером алтарничать в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря. И уже через год меня рукоположили в дьяконы, а ещё через год — в священники. В то время Церковь остро в них нуждалась.

Как вместо двух гектаров получили десять

Самым сложным в том, чтобы быть священником, для меня оказалось слушаться. Особенно в первые годы, когда был молод и полон сил. В то время со мной произошёл очень показательный в этом смысле случай.

Сейчас при Новоспасском монастыре существует подворье — в 15 километрах от МКАД по Киевскому шоссе. Когда-то там была разрушенная усадьба Шереметевых — два дома и пара гектаров земли. Мы с моим другом протоиереем Сергием Махониным задумали сделать там большой учебный центр.

Я получил благословение Патриарха. Мы проделали огромную работу, написали множество писем, до губернатора добрались. Влади­слав Третьяк дал свою рекомендацию, других знаковых людей подключили. Когда же мне наконец передали документы на участок, наместник сказал: «Здесь будем коров выращивать». У меня был двухнедельный шок.

А вскоре, выходя из монастыря, я увидел идущего навстречу архиепископа Кемеровского Софрония в сопровождении директора школы искусств Сергея Мамая и одного крупного бизнесмена. Они остановили меня у ворот со словами: «Пойдём, поговорить нужно». Из этого разговора за полгода выросла школа-пансион «Плёсково», которую мы создали на месте бывшей усадьбы Шереметевых, недалеко от Шишкиного леса. Только было там не два гектара, а десять и не своими силами мы это сделали, а с помощью бизнесмена. Идея оказалась реализована, но совсем по-другому.

Этот момент, с одной стороны, был самым сложным, а с другой — научил меня доверять Богу. Мои обиды, негодование — это всё ерунда. Бог рядом, и всё, что со мной происходит, — по Его воле.

Последнее причастие

Запомнился такой случай. Суббота, прихожу в храм за 15 минут до службы. Навстречу — молодая пара. Говорят: «Нам бы бабулю прочистить». Я сначала не понял, а потом выяснил, что надо причастить. Бабушку выписали из больницы домой умирать, она послала за священником. Уточняю, есть ли время, насколько бабушка плоха: мне же служить надо. Говорят, вроде всё нормально, договорились ехать после службы.

Отслужил, выхожу, ребята меня ждут. А мне кушать хочется. Думаю, сейчас перекушу и пойду, потом взял себя в руки — решил сразу ехать. Приезжаем, встречает бабушка. Вполне бодрая. Я читаю положенные молитвы, исповедаю, причащаю. Она принимает причастие и тут же умирает у меня на руках.

Тут я подумал, что, если бы пошёл пить кофе, она бы меня не дождалась. Но потом пришло осознание, что, даже если бы я приехал на следующий день, она была бы жива.

Таких историй бывает много.

Текст: Алёна КАЛАБУХОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most