Православная газета

Священник Владислав Мишин: Не нужно искать всю жизнь — важно удержать то, что нашёл

В Оптиной пустыни он встретил веру, потом призвание и, наконец, любовь

5 фактов об отце Владиславе

Автор нескольких книг об удивительных священниках и истории храмов.

С супругой познакомился, помогая отцу Сергию (Рыбко) в храме, где она была регентом.

Два года назад стал настоятелем храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Читает лекции в РГСУ по литургике.

Сейчас работает над книгой «Записки моей прабабушки».

Под угрозой мгновенной смерти

В детстве я был довольно болезненным и потому часто ходил на физиопроцедуры в детскую поликлинику. В кабинке процедурной на стене висел плакат, который я подолгу разглядывал. Среди прочих картинок запомнилась такая: бабушка тянет внучку в церковь, тут же рисунок иконных киотов, на которые наведено увеличительное стекло, а там злобные микробы угрожающих размеров. В общем, антирелигиозная пропаганда: не ходите в церковь, потому что там антисанитария.

Мир Церкви был далёк от меня. В детстве меня не крестили. Никто из родных не ходил в дом Божий, поэтому картинки эти были для меня как научно-фантастический комикс. Никакой связи с реальной жизнью.

Прошли годы. Мне было 15 лет, когда в 1989 году я начал ездить в Оптину пустынь. Сначала из чистого любопытства. Приезжал, трудился на общих послушаниях, общался с паломниками и монахами. В один из первых приездов шефство надо мной взял один из паломников, почти, на мой взгляд, старик: было ему, наверное, лет двадцать пять. Мы вместе ходили на службы, он что-то объяснял. Я ко всему присматривался.

И вот однажды после вечернего богослужения, когда я стоял в левой части Введенского храма, напротив раки с мощами преподобного Амвросия Оптинского, он подошёл ко мне и сказал: «Пойдём прикладываться к мощам». Внутри у меня всё похолодело, коленки затряслись. В один миг передо мной пронеслось уныло-болезненное детство, физиокабинет и плакат с бабушкой и микробами. В голове промелькнуло: «Вот и смерть моя пришла». Но он, сочтя моё состояние ступора за благочестивую робость, немного подтолкнул меня к другим паломникам, которые уже стояли в очереди к раке. Отступать было некуда. Присматриваясь, как крестятся и кланяются окружающие, я подошёл и приложился к мощам. Мгновенной смерти не последовало. Я отошёл и стал ожидать начала проявлений неизвестной мне мучительной болезни.

С тех пор прошло много лет, а я все ещё живой. Преодолев с Божией помощью детские помыслы, я принял в свою жизнь церковное Предание.

Евангелие с предсказанием

К моменту первого посещения Оптиной я уже был ищущим молодым человеком, читал книжки по дзен-буддизму, от руки переписал и переплёл книжку Лао-цзы «Дао Дэ Цзин». Но после нескольких посещений монастыря понял, что искать больше ничего не надо, нужно удержать то, что нашёл, и принял решение креститься.

В Оптиной пустыни была библиотека, в которую я записался. Заведовал ею отец Сергий (Рыбко). Он подарил мне Новый Завет и Псалтырь на тонкой беленькой бумаге. На внутренней стороне обложки отец Сергий написал заключительный стих из Соборного послания апостола Иуды: «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез ­Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки». Для меня тогда было странно, что надпись не содержала какого-то нравственного назидания. Через четверть века, оглядываясь назад, я вижу, что это было указание на моё будущее священническое служение.

Евангелие было для меня бесценным подарком. В то время слово Божие было малодоступно для людей. Я помнил, как в один из приездов с родителями в Москву в начале 1980-х годов мы посетили Ваганьковское кладбище: хотели сходить на могилу Владимира Высоцкого. После зашли в храм. Это было моё первое в жизни посещение церкви. Всё, что я запомнил, — свечной прилавок и полочку на стене, на которой стояла карманного формата книга в мягком оранжевом переплёте с белой надписью «Новый Завет» и ценником: 40 рублей. По тем временам цифра была запредельная. Мой брат, учась в институте, получал повышенную стипендию от завода — как раз 40 рублей.

О роли матушки в жизни батюшки

После крещения выбор жизненных направлений у меня во многом определялся верой. Учась в Екатеринбурге, в Архитектурно-художественной академии по специальности «реставрация памятников архитектуры», я параллельно помогал в храме Вознесения Господня в качестве чтеца. А с 3-го курса преподавал в воскресной школе.

Когда я окончил академию, отец Сергий уже был настоятелем московского храма Сошествия Святаго Духа на бывшем Лазаревском кладбище. Получив диплом, я приехал к нему, стал помогать в книжном магазине. А в 2000 году, через два года такой прицерковной жизни, в праздник Рождества Христова меня рукоположили во диаконы и зачислили на заочное отделение Духовной семинарии. Окончив её, я подал прошение о рукоположении в иереи. И это было логичным итогом: с 1991 года я сознательно связал свою жизнь с Церковью. А сан — это возможность больше сделать для людей.

При рукоположении в сан священноначалие обязательно спрашивает разрешения у жены будущего священно­служителя, которая по-церковному называется матушкой. Так было и у меня. И все труды по храму я сейчас разделяю вместе со своей матушкой, которая мне помогает, организует церковное пение, поддерживает благолепие в храме.

Текст: Алёна КАЛАБУХОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most