Православная газета

Рок-музыкант Дмитрий Варшавский: Мне жаль тех, кто не на стороне православия

Лидер популярной группы «Чёрный кофе» считает, что основа тяжёлого рока — христианская

Рок-музыкант Дмитрий Варшавский: Мне жаль тех, кто не на стороне православия
Фото из личного архива

Кто-то из рок-музыкантов сравнил рок с молотком, с помощью которого можно дом построить, а можно голову проломить. В творчестве знаменитой рок-группы «Чёрный кофе» много созидательного, вот лишь несколько названий их песен: «Крещенский снег», «Владимирская Русь», «Церквушки». Лидер группы Дмитрий Варшавский давно уже пришёл к Богу и считает, что это единственно правильный путь.

Пророчества стали сбываться

— Дмитрий, как вы считаете, пандемия может чему-то научить человечество?

— Вряд ли научит. Скорее всего, начинают уже сбываться пророчества о конце света. Сейчас вот изобрели вакцину, но возникнет какой-то другой коллапс, может быть, в иной области, например извержения вулканов. А такое тотальное разрушение началось, на мой взгляд, когда бомбили Югославию. С этого момента, я считаю, стали сбываться пророчества. Но мир, похоже, не собирается останавливаться, никто не понял этого урока. Хотя, казалось бы, все газеты должны были выйти с огромными заголовками: «Люди, остановитесь! Посмотрите, что происходит!»

— А как быть в такой ситуации конкретному человеку, как защищаться от зла?

— Каждый человек может защитить своих детей и близких. Нужно просто отгородиться от всего этого. Порой от людей слышу, что они, слушая мои песни, пришли к вере. Это бывает не часто, но, слава Богу, бывает. Вот совсем недавно узнал, что один такой человек даже стал священником. У каждого свой путь к вере и к спасению. Уверен, что люди должны быть на стороне православия, иначе мне их просто жаль. Кто обрёл веру православную, тот обрёл жизнь вечную, а кто не стремится к вере, тот пребывает в смерти. Говорить о том, чем жизнь отличается от смерти, можно часами. Другое дело, что вряд ли человек признается, что он находится в смерти. Но, может быть, эти слова кого-то насторожат, заставят хотя бы посмотреть в сторону православия.

Молились вместе с дедом-разведчиком

— Кто же вас привёл к православию?

— У меня бабушка была верующая, она меня и крестила, когда я был младенцем. А дедушка Лев Вениаминович Варшавский по своему статусу в советские времена не мог ходить в храмы: был кадровым разведчиком. Но он нашёл интересный выход: мы с ним как бы случайно заходили на выставку аквариумных рыбок, располагавшуюся в храме на углу Поварской улицы и Нового Арбата. В отличие от многих других храмов, в которых иной раз устраивали зернохранилища, с этим обошлись гуманно: там стояли аквариумы, а на стенах оставались иконы. Мы с дедом смотрели на них и потихонечку молились.

— А с кем стали молиться, когда повзрослели?

— Мне очень повезло. Когда вернулся из своей семилетней командировки по США, я, слава Богу, сразу попал в круг православных людей — это известные музыканты Павел Смеян, Ольга Кормухина, Алексей Белов. Павла Смеяна тогда уже благословили на постриг в Валаамский монастырь, но обстоятельства изменились. Умер отец Павла, и его благословили вернуться в мир — заботиться о маме, которая осталась одна. А Лёша служил и сейчас служит в суворовском храме у Никитских Ворот, я часто ходил туда. Этот круг общения постоянно увеличивается, совсем недавно я познакомился с отцом Андреем Ткачёвым. Господь устроил так, что я побывал на его богослужении в храме православной гимназии Святителя Василия Великого. Ощутил там ни с чем не сравнимую благодать. Отец Андрей — замечательный, уникальный человек, ни одной передачи с его участием я не пропускаю, слава Богу, его часто по телевизору показывают.

— Есть ли у вас духовный отец?

— Да. И даже не один — это известные в православном мире протоиереи — братья Константин и Вадим Качаловы. А нашим общим духовным отцом был старец Оптиной пустыни отец Илиодор. Он недавно ушёл из жизни, оставив нас сиротами.

От Америки до Оптиной пустыни

— Какое из паломничеств оставило в вашей душе наиболее глубокий след?

— Думаю, что в Оптину пустынь. Сначала мы поехали туда на несколько дней с Алексеем Беловым и Ольгой Кормухиной. А потом я вернулся туда уже один и месяц вёл практически монашескую жизнь. С тех пор стал записывать православные песни или во всяком случае песни, в которых не было никакого противоречия с православием. Я, например, сразу исполнил песню отца Олега Скобли «Крещенский снег», и она стала любима многими. Потом выпустил альбом, который назывался «Они бесы́». Это такой концептуальный православный альбом, там все песни подобраны таким образом.

— Вы довольно долго работали в США, успешно гастролировали с англоязычной программой. Что можете сказать об американских рок-музыкантах?

— Конечно, трудно назвать их среду христианской, но практически все американские рок-музыканты — христиане. И меня там в первую очередь спрашивали: христианин ли я? Америка вообще в начале 1990-х ещё оставалась очень христианской страной. Если в целом говорить о тяжёлом роке, то, на мой взгляд, его основа — христианская. У некоторых музыкантов были вначале какие-то уходы в сторону — я говорю о самых известных рок-группах, но они потом жалели, что не пели раньше христианские тексты.

— Какое из евангельских выражений вам наиболее близко?

— «Христос посреди нас есть и будет» — это я каждый день повторяю.

Текст: Ирина КОЛПАКОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most