Православная газета

Владимир Хотиненко взялся за «Бесов»

Известный режиссер о новом фильме и любимых храмах

Владимир Хотиненко взялся за «Бесов»
kinopoisk.ru

Автор фильма «Поп» принялся за экранизацию романа Достоевского. Осовременивать классику он не намерен. «Собираюсь делать именно Достоевского, именно то, что он писал», — говорит режиссер. Мы попросили его ответить на несколько вопросов.

— Каким вы себе представляете беса?

— В нашем фольклоре черти — почти домашние существа. В одном фильме я использовал эпизод, когда главный герой ставит водку своему домовому. Такое домашнее общение. Понятно, что у Фёдора Михайловича всё другое. Но сути это не меняет. У нас в обществе сегодня парадоксальная ситуация: многие не верят в Бога, но в чёрта верят. Вот ад, дескать, могу представить, а рай не могу.

— Есть выражение «талант от Бога». А может ли быть талант от его противника?

— Вполне возможно. Даже если талант от Бога, то может и дьявол искусить. В житиях описывается, как одному монаху был голос: ты уже достиг небывалых высот… Оказалось — искушение бесовское. Я в свое время с изумлением узнал, когда крестился, что, оказывается, и в церкви могут быть искушения. Думал, что туда хода нет демонам-искусителям! А оказалось, есть. И на себе это прочувствовал.

— В какой храм вы ходите?

— В церковь Покрова Пресвятой Богородицы, он древний, в советское время в нём устроили лыжную базу. Когда переехал в Покровское-Стрешнево, его как раз начали восстанавливать.

— А где крестились?

— Крестился я и венчались с женой мы в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Рижской. К этому храму я испытываю совершенно отдельные чувства. С женой туда заезжаем обязательно на годовщины, хоть он сейчас далеко от нас. А вообще, люблю небольшие сельские церквушечки, где бабушки поют на клиросе, полы деревянные, покрашенные суриком, невысокие иконостасы.

— У вас были интересные случаи, связанные с посещением святых мест за рубежом?

— Мне довелось работать над документальным фильмом «Паломничество в вечный город». Мы снимали в соборе Святого Петра в Риме, который я, будучи архитектором, в юности изучал, рисовал купол, ангелов… Там есть уровень, на который туристов вообще не пускают. Мы были третьими, кто там снимал. Первым вёл съемку сам Ватикан в 1950-х годах, потом снимала фирма «Сони», которая реконструировала Сикстинскую роспись, и вот мы. Там могила святого Петра. Храм открыли только для нас, включили так называемое папское освещение. И я минут на пятнадцать оказался один. Поднялся на самый верх и встал под куполом. Для меня это было грандиозное потрясение.

Фото из личного архива

Текст: Ирина КОЛПАКОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most