Православная газета

Юлия Славянская: Мне песни пишет духовный отец

Как выпускница ГИТИСа стала православной певицей

Юлия Славянская: Мне песни пишет духовный отец

Она поёт на разных площадках, но самой значимой для неё стала сцена в храме Христа Спасителя. Юлия выступила там недавно, а очередной концерт в Москве состоится 4 декабря этого года в Центральном доме журналиста (ЦДЖ).

Мы встретились с ней в Самаре, где она живёт уже 17 лет. Здесь у них с мужем родились дочка и сын. Здесь же родились все её песни. А в духовном центре «Кириллица» при здешнем Кирилло-Мефодиевском соборе Юлия создала детский вокальный ансамбль «Светоч».

Канты бабушки Полины

— Скажите, Славянская — это ведь псевдоним?

— Да, его папа придумал. Настоящая моя фамилия — Борисова. Не поверите, но диплом в ГИТИСе вручала мне моя полная тёзка — знаменитая вахтанговская прима Юлия Борисова. На уроках мастерства наш преподаватель Юрий Завадский особо торжественно произносил: «Юлия Борисова, проходите!» Когда я начала петь, мы с папой стали думать о сценическом псевдониме. Разные варианты перебирали. И он предложил: Славянская. Ведь славяне, русичи — это светлые люди, для которых родина — самое главное. Мне такое объяснение нравится.

— А как в вашей жизни появились духовные песни?

— Я пела с детства, в том числе и свои песни. Сотрудничала с композиторами Шаинским и Гладковым: озвучивала роли в сказках «Бело­снежка и семь гномов», «По щучьему велению» и т.д. Когда уже училась в ГИТИСе, ко мне обратился продюсер и предложил «раскрутку» на эстраде. Я чуть не поставила свою подпись под договором, по которому в течение пяти лет должна была петь то, что скажут, и не имела права выходить замуж. Но Бог уберёг. Потом я влюбилась, вышла замуж и уехала жить на родину мужа, в Самару.

С бабушкой моего мужа, Полиной Филипповной, мы очень близко сошлись. Однажды она принесла мне тетрадочку, всю исписанную мелким почерком, и сказала: напой эти песни. Я говорю: как же я напою, здесь мелодий нет, одни слова? А она говорит: а ты свой мотив придумай. Я села за синтезатор, и как-то так сразу получилось: «Пробудись, душа…» И записала целую кассету.

— А чьи это стихи?

— Авторы стихов неизвестны. Мне бабушка Полина сказала, что эти стихи очень давние и православные люди их переписывали друг у друга и сами напевали, как могли, и называли их кантами. Альбом я записала быстро. А вскоре надолго заболела. Пока лежала в больнице, я перепела по много раз все эти песни. Господь через них укрепил мою веру, и я почувствовала, что эти песни могут помочь другим.

В Донецк со своим негатоскопом

— Когда я вас искал для интервью, вы были на концерте в Донецке. Это у вас характер такой бедовый или было выгодное предложение?

— Я давно хотела спеть в Донецке, а как туда попасть, не знала. Но всё устроилось. Помогли хорошие люди — Михаил Цветков из «Сургут-Концерта» и волонтёр из Донецка Андрей Лысенко. Когда утрясали детали по телефону, спросили для верности: «Юль, ты выступишь бесплатно?» Я ответила: «Конечно!»

Летом на православной выставке в Самаре я сделала два благотворительных концерта и предложила людям пожертвовать деньги для детей Донбасса. Повесила афишу моего концерта в Донецке, поставила ящичек и собрала 53 тыс. руб­лей. Перед самой поездкой позвонил Андрей Лысенко: «Юль, в областную больницу срочно нужен негатоскоп». Это такой экран, позволяющий анализировать рентгеновские снимки. Там хирурги до сих пор, оказывается, рассматривают снимки через обычную лампу. Когда был большой поток раненых, то врачам во время операций было очень трудно находить осколки. Техническое оснащение этой больницы не менялось с 1953 года. В итоге купили негатоскоп в Ростове-на-Дону и привезли в Донецк. Остальные деньги отдали в детский дом и семьям, которые живут в подвалах.

— Вы что, в одиночку в Донецке гастролировали?

— Нет, меня на все концерты, которые не в Самаре, сопровождает папа. Да и одной всё тащить физически тяжело.

За каждое слово надо отвечать

— Если судить по оглавлениям ваших альбомов, соавторами многих песен являются священники, монахи. Вы с ними связь поддерживаете?

— Конечно, переписываемся, встречаемся. Но стихи мне шлют отовсюду. Недавно в Нефтеюганске женщина подарила книжку. Это, говорит, специально для вас, тут тексты, которые собирали сёстры Серафимо-Дивеевской обители. Я вожу её всё время с собой. Уже несколько стихов почти превратились в песни.

— Почти — это как? Будете дорабатывать? А авторы не против?

— Стихи ведь разные бывают. Вот у иеромонаха Романа (Матюшина), протоиерея Андрея Логвинова они не нуждаются в доработке. А есть такие стихи, что нравятся, но чего-то в них не хватает. Тогда я иду к своему духовному отцу Сергию Гусельникову и прошу его поработать над текстом — конечно, с разрешения и благословения автора. Отец Сергий — настоятель нашего Кирилло-Мефодиевского храма, он и сам пишет замечательные стихи. Например, песня на его стихотворение «Белый ангел» очень нравится моим слушателям, и её я исполняю почти на всех концертах. Отец Сергий, кстати, первый меня благословил исполнять духовные песни, когда я пришла к нему с теми самыми кантами от бабушки Полины.

— Сотворчества не бывает без споров. Но мне сложно представить, как вы спорите с духовником…

— Да, это правда. Спорим. Песню на стихи Валерия Иванова «За Россию» батюшка не благословлял долгое время. В ней было много жёстких слов, хотя по сути они верны. Целый месяц «воевали». Отец Сергий говорил: «Неужели ты не понимаешь, что потом, на том свете, ты ответишь за всё, о чём поёшь!»

— Как в итоге договорились?

— Нашли компромиссное решение. Эта песня патриотическая, я её очень люблю и часто включаю в программы своих концертов.

— А что, по-вашему, должно стать венцом вашей карьеры?

— Я ни о чём подобном даже не думаю. Лишь бы Господь давал возможность сочинять музыку, петь то, что мне по душе, и быть полезной людям.

Текст: Михаил ПЕТРОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most