Православная газета

Древние святыни Костромской земли

В Смутное время здесь спасли будущего царя и Отечество

Древние святыни Костромской земли
Первое паломничество царь Михаил Феодорович совершил в Макарьевскую обитель. Фото автора

Недавно я вернулась из путешествия по Костромской земле. Хотелось побывать в местах, связанных с первым русским царём Романовым — Михаилом Феодоровичем. Меня ждали открытия.

Звоните — вам откроют

О чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре, которой в 1613 году благословляли на царство 16-летнего Михаила Феодоровича, известно многим. Как и об Ипатьевском монастыре, куда прибыла делегация из Москвы просить его вступить на царский престол. А мы едем дальше, в глубь Русской земли и истории – в древний Макарьево-Унженский монастырь XV века.

Дверь Макарьевской церкви заперта. На ней записка с номером мобильного телефона дежурного священника. Звоним, просим открыть нам храм. Всего в монастыре пять храмов: два действующих – Макарьевский и Успенский; три – Благовещенский, Троицкий и Никольский —в полуразрушенном состоянии. Они зияют чернотой открытых проёмов, предостерегают запрещающими объявлениями об аварийном состоянии потолков. Но вот после непогоды — долгожданное печное тепло Макарьевской церкви.

Дрова на зиму

Здесь до сих пор топят дровами. За Успенским храмом вижу огромную поленницу.

— Всего их три. Дров хватит на всю зиму, — отвечает на мой вопрос дежурный священник.

Он открывает нам раку, где покоятся мощи преподобного Макария Желтоводского и Унженского, зажигает лампадку. Затем указывает на большую икону Пресвятой Богородицы. Этот чудотворный образ – список с иконы, которая явилась святому при его жизни.

— В советское время в храме была машинно-тракторная станция, а на месте алтаря — свалка ветоши, — говорит священник. – Здесь устраивали костры из икон, причём старались сжигать самые древние.

Святой исцелял и вызволял из плена

Сохранились свидетельства, что в ноябре 1612 года, после изгнания польсколитовских отрядов из Москвы инокиня Марфа с сыном, которых поляки удерживали в Кремле, отправились зимовать в родовое имение Домнино под Костромой. И сразу же съездили на богомолье к святому Макарию благодарить за свое избавление и за спасение Отечества от иноземцев, а также просить его о помощи главе семьи, митрополиту Филарету, бывшему тогда в польском плену.

Через семь лет Филарет живой и невредимый вернётся из плена. И осенью 1619 года на богомолье к Унже потянется уже многолюдный царский поезд во главе с государем Михаилом Феодоровичем — благодарить новопрославленного угодника чудотворца Макария, первого канонизированного святого в правление рода Романовых.

«Сентября в 29 день к вечеру… у целбоносного гроба великого в чюдесех преподобнаго отца Maкария всенощная пения и утрени и литоргии и молебная благодаренья, по обещанию нашему, сподобил нас Бог совершити», — писал Михаил Феодорович отцу, уже Патриарху Филарету. К тому времени было известно более чем о 70 случаях чудесного исцеления от мощей угодника.

Небесный покровитель народного ополчения

Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В XV веке основал Троице-Желтоводский монастырь на Волге. Ордынцы монастырь разорили, многих монахов убили, а игумен Макарий попал в плен. Своей святостью монах так поразил хана Золотой Орды, что тот его отпустил, дав уйти с ним 400 пленникам. Для новой обители Макарий и выбрал город на реке Унже.

В Смутное время его считали своим небесным покровителем ополченцы Нижнего Новгорода во главе с Дмитрием Пожарским. В одном из писем Патриарх Филарет сообщал, что жена Пожарского собственноручно вышила богатое украшение для иконы святого.

Где прятали маленького Михаила Романова

Драматичная история связала первого русского царя с Унженским монастырём. «Нерадостно было детство Михаила Феодоровича, — писал костромский краевед Пётр Троицкий. — Только первые пять лет провёл он с родителями. А на пятом году жизни семья подверглась опале Бориса Годунова. Родители были насильно пострижены в монахи и сосланы. С пятого по десятый год Михаил Феодорович прожил в стенах Унженской обители под невидимым благодатным покровом преподобного Макария».

Вот откуда такая приверженность Михаила Феодоровича и его родителей к этому монастырю и к преподобному Макарию, который уберегал их семью в Смутное время.

Пешком по царскому пути

А вот и изгиб реки Унжи, который понравился преподобному Макарию в 1439 году. А осенью 1619 года царь Михаил Феодорович прошёл здесь 20 километров пешком по раскисшей дороге в знак уважения к любимому святому.

Сейчас по этому маршруту от села Красногорье до Макарьево-Унженского монастыря каждый год проходит Романовский крестный ход на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Индивидуальным путешественникам удобно включить посещение Макарьево-Унженского монастыря в поездку по святыням Костромы и области. Дорога на машине из Костромы до Макарьева займёт около 2,5 часа. Автобус из Костромы в Макарьев ходит каждые два часа. Литургия в монастыре совершается в субботу, воскресенье, в двунадесятые праздники.

Контакты монастыря: Костромская область, г. Макарьев, пл. Революции, 14а, тел. 8-910-950-2177. Эл. почта: info@aghios-makarios. ru. Сайт: aghios-makarios.ru

Текст: Татьяна ЩЕРБАКОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most