Православная газета

Где на Руси молиться хорошо

Не каждая поездка к святыням может стать настоящим паломничеством. Как не заблудиться?

Где на Руси молиться хорошо
Многие паломники добираются через реку Великую вброд до церкви Илии Пророка в селе Выбуты под Псковом, которое считается родиной княгини Ольги

Дружина богомольцев во главе с атаманом

«Паломник» происходит от латинского palma, что значит «пальма, пальмовая ветвь». Изначально паломников на Руси называли пальмовниками — по аналогии с латинским словом palmarius, что значит «человек, держащий пальмовую ветвь». Так именовали богомольцев, которые стремились встретить день Воскресения Христова в Иерусалиме. Приезжали они заранее на праздник Входа Господня в Иерусалим и участвовали в крестном ходе, несли пальмовые ветви в память о том, как такими же ветвями встречали жители Вечного города Иисуса Христа, и эти пальмовые ветви везли домой как святую реликвию.

Одной из первых паломниц называют княгиню Ольгу, которая отправилась в Царьград для принятия Крещения. В древнерусских былинах читаем про целые паломнические дружины во главе с атаманом: тогда было небезопасно отправляться в одиночку в богомольный путь.

С появлением на Русской земле своих святых и развитием монастырей наши богомольцы стали прокладывать маршруты у себя на родине. К ХIХ веку это движение набирает невероятную мощь: за год в одну только Троице-Сергиеву лавру отправлялись полмиллиона человек, в Киево-Печерскую лавру — 400 тысяч, а к преподобному Серафиму Саровскому в Дивеево каждый день приходили 2-3 тысячи паломников.

В СССР поклонение святыням не прекращалось, хотя было уже не в таких масштабах. Даже угроза репрессий не останавливала людей, и они отправлялись в немногие действующие тогда монастыри — в Пюхтицу, Печоры, Троице-Сергиеву лавру.

Вместо святых — Зевс и Венера

Сегодня паломничество в России достигло таких масштабов, что перекрыло Грецию, Балканы и западные страны.

— Это не удивительно, — замечает Юрий Минулин, руководитель паломнической службы «Радонеж» — одной из первых в нашей стране. — Мы — самая большая православная Церковь. К тому же у нас молодая активная церковная диаспора. И среднестатистический паломник сегодня значительно помолодел: ему немного за тридцать.

Впрочем, рост массовости паломничества, по словам Минулина, создал и проблемы. Запрос на духовные путешествия активно использует турбизнес. И зачастую искажается сама суть паломничества.

На это обращает внимание и руководитель Паломнического центра Московской Патриархии иеродиакон Сергий (Туркеев):

— Люди иногда оказываются в положении овец без пастыря. Кормятся на тех пажитях, которые не всегда полезны. Вот они приехали, поклонились, возник какой-то вопрос, а ответить некому. Или качество этого ответа никуда не годится. Экскурсоводы с восторгом рассказывают истории о Венере, Зевсе и Аполлоне, но при этом называют себя экскурсоводами православной службы.

По словам священника, ситуацию может улучшить то, что сейчас создаются паломнические центры при епархиях. Звучат предложения закрепить в законе о туризме определение понятия «паломничество», чтобы тем самым отсечь недобросовестных участников этого движения. Ну а тем, кто собирается в паломничество, можно посоветовать обращаться к церковным православным структурам.

Местные власти заботятся о паломниках

В этом году не все готовы к заграничным поездкам. Но паломникам и в нашей стране есть куда отправиться.

— У нас огромное количество маршрутов, — говорит Юрий Минулин. — Страна необъятная, а церкви, как свечи, в нашем пейзаже всегда на виду. Разнообразная церковная архитектура, множество святынь и местных православных традиций. В Кировской области, например, каждый год проходит Великорецкий крестный ход, последний раз в нём участвовали 34 тыс. человек. Приезжают отовсюду — от Дальнего Востока до Калининграда, от Мурманска до Сочи. Многие добираются самостоятельно, без всяких турфирм. Это уже в чистом виде паломники. Но и организованное паломничество в стране интересно и разно­образно. Во многих регионах местные власти заботятся об обеспечении паломников всем необходимым. Можно назвать как пример Тверскую, Тульскую, Вологодскую, Екатеринбургскую, Владимирскую области. Очень перспективны такие паломнические направления, как Задонск, Воронеж, Костомарово, Елец. У нас сохранились потрясающие малые города.

И конечно, традиционные места паломничества, такие как Сергиев Посад или Дивеево, ждут гостей. Есть куда поехать с молитвой. Надо только помнить, зачем.

Полезные адреса:

Паломнический центр Московской Патриархии www.poklonnik.ru

Паломническая служба «Радонеж» www.radonez.ru

Текст: Елена АЛЕКСЕЕВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most