Православная газета

Какой церковный распев лучше?

В нашем храме принято обычное пение — переменное многоголосие, когда-то хор поёт, то кто-то солирует. Это пение было заимствовано в эпоху Просвещения из Западной Европы. Не лучше ли нашей Церкви перейти на исконно русский древний знаменный распев?

Людмила

Отвечает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов:

— Вопрос о пении — не канонический, он никак не затрагивает основ нашей веры. Какое пение избрать, зависит от прихода, настоятеля и регента хора. Никто не может навязать всем приходам знаменный распев, для этого нет никаких оснований. Но любой приход может проявить интерес к древнему пению, более того – вести богослужения не только по новому, но и по старому чину.

Примером такой практики является нынешний приход храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине: там регулярно ведутся службы по старому чину со знаменным пением. Любой верующий, заинтересованный в древнем обряде, может войти в эту традицию. Важно только различать неизменную суть церковной жизни и её внешние стили. Основы нашей веры незыблемы, а стиль может меняться. Например, менялась – иногда радикально – архитектура православных храмов.

Не следует делать из стиля что-то священное. Ошибаются те, кто думает, будто только знаменный распев имеет право звучать в православной церкви. Церковное пение существует, чтобы делать понятнее содержание богослужения, помогать нам молиться словами церковных песнопений, тропарей, кондаков. Конечно, не всякий композитор, пытавшийся писать церковную музыку, добился успеха. Но лучшие произведения Бортнянского, Кастальского, Чеснокова, Березовского, Архангельского заслуженно восприняты церковным опытом и стали основой богослужебных песнопений.

 

Текст: Крестовский мост «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most