Православная газета

Почему нельзя молиться с иноверцами?

За границей давно принято собираться священникам разных церквей и даже буддистам и муфтиям, чтобы вместе молиться о дружбе и мире. По-моему, это правильно и способствует согласию в обществе. Но в нашей Церкви запрещено молиться даже вместе с католиками. Нет ли тут ошибки? 

Геннадий

Отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев:

— Есть апостольское правило, которое запрещает православным молиться вместе с еретиками. Тех, кто нарушает это правило, полагается отлучать от Церкви. На Западе этим правилом пренебрегают, там устраивают экуменические богослужения и моления, думая, что тем самым примиряют между собой людей разной веры. На самом деле такая практика обесценивает веру, делает её относительной: сегодня можно быть членом одной Церкви, а завтра другой, всюду истина, всё едино. Человек перестаёт видеть принципиальную разницу между церквями и конфессиями, вера становится для него не содержанием жизни, а исторически сложившейся формой культа, которую при желании можно менять. При этом звучит аргумент: дескать, Бог один, и как бы по-разному люди ни молились и ни служили Ему, Он их всех в одинаковой степени слышит и любит.

Такое отношение не имеет ничего общего с православным пониманием веры. «Что общего у света с тьмою? Какое соучастие верного с неверным?» — писал апостол Павел во Втором послании к коринфянам. «У еретиков нет ничего общего с нашим учением, у нас и у них не один и тот же Бог, и не один Христос, и не одно Крещение», — утверждал Тертуллиан. Нельзя даже молитву «Отче наш» читать вместе с еретиками, потому что у них иной «отец», нежели у нас.

Однажды я беседовал с адвентистом и спросил его, что он понимает под словами «избави нас от лукавого»? На это прозвучал ответ: «Это значит избавиться от ваших крестов, икон и других заблуждений». Таким образом, в одни и те же слова Священного Писания и молитв верующие разных конфессий вкладывают разный смысл. В итоге совместные моления становятся не единым духовным действием, а профанацией. Но это вовсе не отменяет нашего христианского отношения к людям иной веры: мы должны помогать всем нуждающимся независимо от веры, должны молиться о заблудших душах, ожидая их добровольного обращения.

Текст: Крестовский мост «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most

Вопрос священнику

Все записи