Православная газета

Тайны исповеди

В каких грехах нам надо каяться и как получить прощение, рассказывает священник Роман Колесников

Тайны исповеди
Фрагмент картины Мурильо «Возвращение блудного сына» (1670 год). Фото: wikimedia.org

Что с нами происходит, когда мы приходим на исповедь и приступаем к Таинству покаяния? Возможно ли открыть всё тайное, что есть в нашей жизни и в мыслях? Какие опасности и последствия ждут нас при этом? Подобные вопросы часто задают люди себе и священнику. Попробуем в этом разобраться.

Когда стыдно открывать душу

— Как заставить себя пойти на исповедь в первый раз и преодолеть стыд?

— Если человек услышал зов Божий, он должен непременно ему следовать, идти на исповедь и чётко помнить о двух вещах. Во-первых, священник не удивится его грехам, потому что и сам он грешен точно так же. А во-вторых, храм — это духовная лечебница. Мы же не стыдимся показывать врачу в поликлинике свои раны, так и здесь не стоит стыдиться называть свои грехи. Безусловно, сразу всё не получится, надо просить у Бога помощи.

— Надо ли на исповеди называть всё своими именами, если речь идёт о проступках и действиях неприличных, грязных?

— Я думаю, если речь идёт о подробностях греха, то не надо их вспоминать, достаточно назвать сам грех. Он прощается не от множества наших слов, а от раскаяния. Священник должен быть деликатным и не требовать от человека деталей.

— Если покаялся не во всех грехах, а часть назвать постыдился, будут ли прощены те, которые называл, или вся исповедь окажется недействительной?

— Прощаются все грехи, которые мы назвали. Что же касается грехов, о которых мы не сказали из-за ложного стыда, ситуация поправима. Придёт время, и мы покаемся.

— Что происходит с забытыми грехами? Они так и останутся до посмертного суда? Или можно попросить прощения за грехи, о которых не помнишь?

— Я верю в то, что это Господь нам напоминает обо всех грехах, которые мы назвали на исповеди. То, что необходимо назвать, мы обязательно вспомним. Иногда люди из соображений высокой чистоты и нравственности считают грехом что-то, не являющееся им на самом деле, иногда забывают о каких-то несущественных грехах. Не думаю, что стоит терзаться по поводу забытых грехов.

— Что делать, если вспомнил ещё об одном грехе, уже подходя к Чаше?

— Это дьявольское искушение, когда перед причастием человек вспоминает о грехе, начинает суетиться, задумываться, причаститься ему или нет. Разрешительная молитва была прочитана, мы приступаем к Чаше, и нам ничего не должно помешать.

Грешно ли комсомольское прошлое?

— Случалось ли, что откровения человека на исповеди удивляли вас, шокировали или смешили?

— Исповедь — территория покаяния, территория таинства. Господь так устраивает, что возможности для смеха или какой-то пренебрежительной оценки у священника нет. Исходя из того, что он слышит на исповеди, священник знает, что человек способен грешить. Как могут удивить грехи другого человека, если я знаю, что сам грешен? Очень часто, принимая исповедь, приходится про себя повторять: «Господи, прости и меня, потому что и я в этом грешен!» У меня были ситуации, когда люди слишком волновались, тогда я стремился как-то разрядить обстановку, чтобы человек понял, что он пришёл не на суд, он пришёл рассказать о своих грехах, и никто его за них не осудит.

— Надо ли человеку каяться в том, что он был октябрёнком, пионером, комсомольцем, членом КПСС, верил клевете на святых мучеников, изучал атеизм, и в прочих «советских» грехах?

— Грех — это осознанное преступление Божиих заповедей. Если у человека было антирелигиозное мировоззрение, он распространял ложную информацию о новомучениках, насмехался над святынями, осквернял храмы, то надо каяться. Если человек просто существовал в той системе ценностей и вступил в комсомол или в партию, потому что так было принято, то не надо. Смотря какая мотивация была у человека.

— Надо ли каждый раз называть грехи, которых почти невозможно избежать — гордыня, праздно­словие, рассеяние и т.д., или стоит говорить только о конкретных поступках, в которых человек считает себя виноватым перед Богом?

— Все нужно называть, потому что эти прегрешения мешают нам нормально жить и отдаляют от Бога. Ни в коем случае нельзя считать, что ничего не меняется, поэтому я не пойду на исповедь. Как мы признаём голод и жажду в качестве наших повседневных нужд, так и осуждение, раздражение — наши повседневные грехи, от которых мы вряд ли избавимся.

— Что лучше — отдать священнику список грехов или назвать их? Иногда на исповедь приходит много людей, священник просто быстро прочитывает записку с перечнем грехов, и на этом исповедь завершается. Это нормальная, каноничная практика?

— Несомненно, лучше, чтобы человек сам называл грехи, особенно если он впервые пришёл на исповедь. В таком случае список грехов он может иметь при себе в качестве некой подсказки. Если речь идёт о человеке, который очень волнуется или плохо видит, тогда священнику будет целесообразно взять у него бумажку и самому прочитать.

Страшные признания и «безгрешность»

— Какие грехи считаются смертными? Надо ли их как-то выделять? Можно ли надеяться на их отпущение?

— Смертные грехи — убийство, воровство, блуд, отступление от Бога, — конечно, вопиют к Небу, но мы всегда надеемся и просим у Бога прощения, потому что верим в это прощение. Само Евангелие для отступивших людей, оно показывает нам, что даже такие грехи прощаются. Помните фильм «Остров»? Человек уже в земной жизни получил удостоверение в прощении смертного греха. Мне о таких грехах слышать непривычно, никогда не забуду, как в тюрьме впервые услышал: «Я убил человека».

— Приходилось ли сталкиваться с проблемой тайны исповеди, когда человек рассказывает о противоправных поступках или о намерении причинить зло другим?

— У меня не было подобных случаев. Разумеется, задача священника — остановить такого человека, приложить все усилия к тому, чтобы он не совершил греха по отношению к другим людям. Но одно дело, если человек кается в злом умысле, тогда священник способен подтолкнуть его к бездействию. А другое дело, если человек демонстративно делится своими планами совершить злой поступок, как правило, он уже принял решение, поэтому слова священника могут не возыметь положительного действия.

— Встречаются ли люди, которые говорят, что грехов у них нет и каяться не в чем?

— Очень часто это бывает. Не стоит удивляться, когда слышишь такие слова, нужно понимать, что в душе человека идёт определённый процесс. Бог коснулся его благодатью, привёл в Церковь, но пока человек не видит своих грехов. Я ни в коем случае не ругаю такого человека, не насмехаюсь над ним, я просто призываю его заглянуть в свою совесть, по-честному оценить свою жизнь. Для того чтобы научиться искренности, потребуется время. Сейчас весь мир направлен на то, чтобы человек не углублялся ни во что, не оценивал, не синтезировал. Чтобы очнуться от мирской суеты, человек должен походить в церковь, понять, что там происходит, тогда его коснётся благодать и начнётся дело Бога: Господь будет дозированно открывать человеку грехи.

— Возможна ли исповедь тяжело больного человека, которому и говорить нелегко, и сознание у него затуманено?

— Если человек желает исповедаться, то конечно, а если это желание родственников, то исповедь становится подделкой. Покаяние должно идти из внутреннего перерождения человека, оно похоже на примирение в семье. Когда я знаю, что обидел супругу, у меня жжёт внутри, я ищу любую возможность сказать ей «прости». Так и грех должен жечь изнутри, чтобы человек стремился избавиться от него. Если человек умирает и ему это не нужно, то никому это не нужно. Да, священник всегда придёт, но он увидит, что человек не хочет каяться; у меня были такие случаи, особенно в хосписе. Навык исповеди происходит из навыка церковности. Если подобного навыка нет, каяться в конце жизни очень тяжело. Должно произойти чудо, как с Савлом, который стал апостолом Павлом. Дьявол ловко обманывает людей, внушая, что они покаются на пенсии, перед смертью. Нет, чаще всего человек на смертном одре говорит: я не грешен, у меня в жизни всё было правильно. Часто в таких ситуациях священник умирающим людям не нужен.

Как агностик хотел стать крёстным

— Может ли священник отказать в прощении греха, не допустить к исповеди?

— К исповеди священник не допустить не может, а вот если речь идёт о причастии, то может, но всегда делает это исключительно в целях воспитания. Иногда бывает, что человек подходит к Чаше, постоянно совершая одни и те же тяжёлые грехи, например живёт в гражданском браке. Священник уже объяснил, что это грех, но тот не бросает его и всё равно приходит на исповедь и причастие. Здесь священник обязан употребить власть, данную епископом, и не допустить к Чаше, пояснив, что человек причастится в суд и осуждение. У меня были случаи, когда недопущение до причастия отрезвляло и люди переставали грешить, а раньше жили в уверенности, что всё в порядке, потому что все так делают.

— Если священник почувствовал неискренность или недоговорённость в исповеди, как он поступает?

— По моему глубокому убеждению, неискренность — самое страшное, что может произойти на исповеди, это профанация таинства. Однажды у меня был случай, когда человек готовился стать крёстным, пришёл на исповедь, я его выслушал, а потом мне что-то подсказало просто побеседовать с ним. В ходе разговора я спросил, верит ли он в прощение Божие. Человек не был готов к нестандартному вопросу, и тут выяснилось, что он убеждённый агностик и абсолютно неверующий, а исповедь совершает чисто формально, чтобы стать крёстным. Разумеется, я не прочитал над ним разрешительную молитву, не допустил его до причастия и порекомендовал не быть крёстным.

— С какого возраста можно приводить на исповедь детей?

— Мне кажется, можно приводить ребёнка, когда он научится различать, что такое хорошо и что такое плохо. Не обязательно это бывает в семь лет, может быть и в восемь, и в десять. Главное, чтобы с детства ребёнок не воспринимал исповедь как игру: придёшь, прочитаешь список, священник над тобой что-то проделает, и можно причаститься, потому что так принято. Если ребёнок привыкнет к такой фальши, то, когда он станет взрослым, у него может не произойти осознанного предстояния на исповеди. Нужно ребёнка готовить к тому, чтобы он называл, в чём сам чувствует неправоту, например обидел маму, подрался с братом, украл в школе.

Слишком много слов — помеха

— Как часто необходимо исповедоваться? Нужно ли поститься перед исповедью?

— Перед исповедью нет, мы постимся перед причастием. Норма церковного человека — ежедневное покаяние, которое мы приносим в вечерних молитвах, а периодичность исповедей зависит от потребностей конкретного человека. Если он имеет постоянный навык анализа своих поступков и мыслей, ведёт интенсивную духовную жизнь, само собой он будет часто исповедоваться. Если это происходит от случая к случаю, значит, человек забывает о своём христианстве.

— Каковы наиболее частые ошибки на испо­веди?

— Я думаю, что самая распространённая ошибка — многоглаголание. Проблема современного общества заключается в том, что люди совершенно не умеют лаконично формулировать мысли. На исповеди они могут рассказывать о родственниках, о работе, о погоде, и только потом выясняется, в чём они согрешили. Навык отделять главное от второстепенного — очень важный для православного христианина, на исповеди он должен стараться ёмко выражать свой грех. Кроме того, в многословии скрывается внутреннее оправдание греха. Когда мы подробно описываем факторы, повлиявшие на наш проступок, кажется, что не так уж мы и виноваты.

— Если человек кается, но остаётся грешным, значит, что-то не так?

— Каждый из нас может сказать, что от исповеди к исповеди у него не многое меняется. Мы искренне стараемся не раздражаться, не осуждать, не злословить, однако всё это у нас присутствует. Мне кажется, Господь специально попускает нам подобные падения, чтобы мы поняли, что очищаемся не благодаря каким-то спискам отпущенных грехов, а только благодатью Божией и нуждаемся в ней. Если мы веруем в ­Иисуса Христа, принимаем Его Тело и Кровь, мы принимаемся Богом, становимся Его родственниками. Наши грехи изглаживаются за счёт того, что мы церковные люди, мы Христовы. Без Бога мы не получим спасения.

Текст: Марина МОРОЗОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most