Отвечает протоиерей Максим Козлов:
— Сегодня многие верующие ограничиваются тем, что регулярно посещают храм, и каждый исповедуется одному понравившемуся священнику. Но это не значит, что они имеют духовных отцов. Духовное сыновство начинается с послушания, с желания и готовности отсечь часть своей воли – свободно передать ее духовному отцу, довериться его опыту.
Выбор духовного отца должен совершаться без спешки. Как правило, он проходит несколько стадий. Сначала вы определяете, какой священник вам ближе при личном общении, кому лучше открывается сердце. На исповеди вы не просто называете ему свои грехи, а советуетесь, просите наставлений. И постепенно чувствуете, что готовы часть своей воли, своей свободы вручить этому священнику. Вы сознательно отказываетесь поступать по своему хотению. Более того, вы готовы поступить не так, как хотите. Наступает момент, когда в сложной жизненной ситуации совет священника не совпадает с вашим собственным стремлением. И если вы отказываетесь от своего желания и следуете совету духовника, — это и есть послушание. При этом не обязательно даже просить священника, чтобы он признал вас духовным чадом, – никакого церковного чина с поставлением в духовные дети не существует.