Православная газета

Александр Дугин: Мы стали христианским ковчегом для всех

Известный философ и богослов — о нашей вере и о будущей победе

Александр Дугин: Мы стали христианским ковчегом для всех
Фото: Francesca Ebel/AP/TASS

В первые дни специальной военной операции философ Александр Дугин написал в своём телеграм-канале: «Ничто уже никогда не будет как прежде. И из-под этой пелены проступают отчётливо контуры России Вечной. Догматический ход вещей пересекается с процессами земной истории. Это религиозный момент. Не просто геополитика или противостояние интересов. Это столкновение цивилизаций». И вот теперь, спустя почти два года после начала СВО, Александр Дугин поделился с нами своими мыслями о религиозной подоплёке происходящего на Украине.

СВО — наш спасительный прыжок

— Можно ли вообще обнаружить религиозный смысл того, что происходит сейчас на Украине?

— Как раз в сфере религии и надо искать главное обоснование этих событий. Есть, конечно, геополитические, экономические, географические, исторические причины. И в принципе происходящую трагедию можно рассматривать на разных уровнях, но самым глубоким, истинным будет религиозный. Для нас сегодня самое главное — это понять и выяснить религиозную подоплёку конфликта.

— Так кто же, на ваш взгляд, лучше способен понять происходящее — философ или богослов?

— Чтобы правильно осмыслить конфликт, нужен именно богословский подход. А он выбрасывает нас в ту систему миропонимания, от которой мы сами когда-то отказались. Мы ведь давно уже не христианский мир и не православная империя. Мы стали Западным миром, точнее, его периферией. И вот этот Западный мир, за которым мы так наивно последовали, вдруг показал нам своё истинное чудовищное лицо: когда пороки, извращения, смертные грехи называют нормой. И мы отпрыгнули от него. СВО — это и есть прыжок. Но кто способен понять ту подмену и необходимость поворота? Только те, кем тайно движет Бог. Мы же в целом ещё не осознали себя цивилизацией Бога и пока далеки от неё. Но мы, тем не менее, бросили вызов и уже сражаемся с цивилизацией дьявола.

Как я взломал Вестфальскую систему

— Почему с 2014 года вас неоднократно вносили в разные санкционные списки: США, Канады, других стран?

— А в октябре прошлого года я попал ещё и под санкции всех стран Евросоюза. Так вот, знаете, какой, по существу своему, аргумент был у них главным? Как раз мое богословское обоснование СВО. Так что эти санкции и показывают, что для Евросоюза богословие имеет серьёзное значение. Я единственный — первый и, может, не последний — мыслитель, который фактически взломал Вестфальскую систему. Ведь после Тридцатилетней войны богословское обоснование конфликтов в Европе и за её пределами стало игнорироваться. Ну, а сейчас мы вновь возвращаемся в эпоху религиозных войн. (Вестфальская система международных отношений принята в Европе в середине XVII века после многолетних войн, среди её принципов — отказ от развязывания военных конфликтов из-за религиозных разногласий. — Ред.).

— Но ведь по обе стороны линии фронта есть те, кто называют себя христианами. Как же нам разобраться в расстановке сил с точки зрения веры?

— Да, это совсем не простая история. И это вовсе не конфликт, например, восточного христианства с западным или с иными конфессиями. Ведь в СВО участвуют и мусульмане, и буддисты. Это — нечто иное. Идёт война цивилизаций, вот в чём дело. С одной стороны — Россия, религиозная цивилизация, открыто приверженная традиционным ценностям. А противостоят ей одновременно ультрасекуляризационный украинский местечковый нацизм и глобальная цивилизация Запада, стремящаяся уничтожить христианство. Фактически мы имеем дело с двумя антитрадиционными формами цивилизаций.

«А я-то есть», — сказал дьявол

— Но что в этом случае подразумевается под традиционными ценностями? Они же у каждого народа свои?

— Традиционным является то общество, в котором дух утверждается над материей. Это и есть главное определение, с философской точки зрения, что является традиционным обществом. Таково и главное описание традиционных ценностей. Ценности являются традиционными, то есть принадлежащими традиционному обществу, когда в них утверждается философский принцип превосходства, автономии и суверенитета духа по отношению к материи.

— Около года назад президент Владимир Путин охарактеризовал поведение западных элит как «откровенный сатанизм»…

— Да, президент справедливо назвал Запад сатанинской цивилизацией. Это не просто метафора или политическое высказывание, а точная идентификация Запада. И дело не только в оголтелых нацистских ордах среди украинского населения — это чистая одержимость дьяволом. И дело даже не в одной лишь Церкви Сатаны, которая много лет назад была создана в США и популярна на Западе. Мы привыкли, что дьявол — это метафора. А вот и нет. Сейчас очевидно, что дьявол заявляет о себе как реальный автор секулярной модели западного общества: мол, давайте забудем о Боге — есть только человек, ресурсы, экономика, то есть материя, а дьявола нет. Но именно дьявол стоял за этой стратегией. Бога он в этом обществе ниспроверг и потом сказал: а я-то есть! В этом сатанинский характер западной цивилизации.

Что такое сегодня — быть русским

— А как же соотнести патриотизм с постулатами христианства? Мы защищаем пределы нашей страны, но ведь христианство — вселенская религия.

— Вспомним судьбу Церкви в этом мире. Христианство пришло проповедовать истину спасения всему человечеству. Апостолы Христа и их ученики дошли до всех концов Вселенной, провозгласили христианство. Казалось, что весь мир стал христианским, а Церковь — вселенской. Но постепенно от неё стали отпадать сухие ветви — Западная Церковь, внутри которой в свою очередь произошёл раскол. Постепенно вселенский характер христианства стал сужаться и сузился до Москвы — Третьего Рима. Тогда и стала Россия последним оплотом истинного христианства, вселенского и одновременно русского.

А со второй половины XVI века, с правления государя Иоанна IV, правителя вселенской империи, начинается богоносность, догматичность русского народа, который и раньше был избранным, а теперь вступил в свои права.

— Но империю иногда понимают как стремление подавить других, как колонизацию. И сейчас в этом нас обвиняют. Что можно ответить?

— Надо прежде всего понимать, что сегодня на землях древней Юго-Восточной Руси происходит битва всех против дьявола. Такова всечеловеческая миссия. А защита русской державы, русского народа — это защита русской истины. Это тонко чувствовали предки, которые построили такую огромную империю. И сейчас мы спасаем наш народ, наших детей, нашу Церковь от западной одержимости, в которую там впали. Это не колонизация, а освобождение.

Мы не были эгоистами, не подчиняли другие народы. Мы как русские, как народ, имеем смысл только как вселенская сила. Русский народ не говорит: «Мы носители Откровения, а вы нет». Наша Церковь, наш человек открыты. Мы говорим: «Кто считает себя русским, он является русским». Тут и загадка, и суть нашей идентичности.

Ещё Достоевский сказал: «Русский — это всечеловек». Вот Россия и стала ковчегом всечеловеческим, стала вселенской Церковью. Остальные же ветви пошли на поводу светских властителей или отказались от Христа. Только мы устояли. И эта судьба в полной мере дала о себе знать сейчас, в нынешнем эсхатологическом конфликте с Западом.

Да, мы сами утратили яркое осознание того, что мы, русские, — богоносцы. Но память об этом пронизывает всю нашу литературу, музыку. Всё наше искусство построено на этом чувстве. И если мы, настоящие русские (в том числе узбеки, чеченцы, другие национальности), будем внимательными к обществу, в котором живём, то немедленно извлечём эту идею. Быть русским означает не принадлежать одному только государству или религии, а быть всечеловеком.

Почему мы победим

— Недавно вы говорили о победе в духовном измерении, это очень важно сейчас для всех нас. Что это значит?

— Победа и в христианской, и в дохристианской традиции всегда отождествлялась с даром, который приходит с небес. Как бы человек ни бился, ни напрягался, как бы мужественно ни стоял на своём — если этого дара небесного нет, то все человеческие усилия бесполезны. В любой традиционной цивилизации победа — это небесный дар. А он заслуживался не только мужеством и героизмом на поле сражения. Его можно заслужить исключительно некой духовной стойкостью.

Ещё блаженный Августин говорил, что, когда человек убивает на справедливой войне, это не грех, не преступление, это твой долг. И вот если этот долг понимать не только по горизонтали (защита своей Родины, своих семей, своего государства), но и по вертикали — как долг перед Духом, перед Богом, когда человек внутренне собирается, то в ответ на его духовное мужество, на такой героический акт Бог дарует победу. Более того, Бог метит такой победой тех, кто прав в духовном смысле. Но их же и испытует. Иногда и поражение даётся как путь к высшей победе. Порой через поражение Бог может наказать более могущественных, более совершенных для того, чтобы показать им, что они ещё не заслужили победы, несмотря на всё их могущество. Главное, что нужно понимать: у победы есть самое главное измерение — небесное. Любая армия — крепкая или слабая — сможет победить другую, только если будет перст Божий указывать на это. Я убеждён, что наши воины на СВО сейчас понимают духовные цели этой битвы цивилизаций. И в этом важнейший залог нашей грядущей победы.

Текст: Татьяна ЩЕРБАКОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most