Православная газета

Чем лечиться православному

О врачах, целителях и о правильном отношении к болезням рассказывает священник Сергий Филимонов

Чем лечиться православному
Сегодня в медицинские учреждения приглашают священников. На фото — освящение операционной в самарской больнице

Протоиерей Сергий Филимонов — практикующий хирург-отоларинголог, доктор медицинских наук, профессор. Служит в Санкт-Петербурге настоятелем церкви во имя иконы Божией Матери «Державная». Возглавляет петербургское Общество православных врачей, автор многих книг и статей о взаимодействии Церкви и медицины.

Надо ли идти в клинику

— Отец Сергий, иногда говорят, что терпеть недуг более полезно для души, чем быть здоровым. Можно ли отказаться от помощи врачей?

— Господь попускает нам болезни, но забота о здоровье — наша обязанность перед Творцом. Тот, кто отказывается от медицинской помощи, совершает грех против собственного здоровья.

— Некоторые святые, болея, не прибегали к медицине…

— Да, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский не пили таблеток. Но это великие подвижники, люди высочайшей духовной жизни. Достигнуть такого уровня нам не по силам. Абсолютное большинство людей, заболев, должны идти к врачу. Церковь благословляет на лечение всех: мирян, священников, епископов. Если кто-то думает, что своим отказом от медицины он достигнет святости, — это не подвиг, а проявление гордыни.

Остерегайтесь самозванцев

— Как относиться к «православным целителям»?

— Доверять своё здоровье им нельзя. Под вывеской православия часто выступают экстрасенсы, колдуны, шарлатаны. Они наносят страшный вред телу и душе.

— А если народный лекарь — верующий и в комнате у него висят иконы? Если он наизусть читает молитвы и советует съездить в монастырь?

— Сейчас есть мошенники, которые обставляются иконами, увешивают себя крестами и цитируют Библию, а на самом деле являются волками в овечьей шкуре. Некоторые из них имитируют не только лечение, но и духовную поддержку: наставляют пациентов, как молиться, куда, к какой святыне, ехать. В итоге больной, очарованный таким «пастырем», оказывается в полной психологической зависимости.

— А если «целитель» старается не ради денег? Если он и вправду пытается помочь и даже не берёт платы с больных?

— Прежде чем пытаться кого-то лечить, церковный человек должен подойти за благословением к священнику. И батюшка ему объяснит, что желание «исцелять» ближних, не имея образования и опыта, происходит не от любви, а от гордости и самообмана. Если же человек действует без благословения и подвергает риску чужое здоровье, он совершает грех и, по сути, ставит себя вне Церкви. Настоятельно советую: не доверяйтесь кому попало. Остерегайтесь самозванцев, которые прочитали пару книжек о лечении травами или просмотрели в Интернете видео­ролики об иглоукалывании и дают объявления о том, что избавляют от всех болезней.

Что противоречит вере

— Какие лечебные методы несовместимы с православием?

— Церковь не благословляет фетальную терапию (использование тканей человеческих эмбрионов), кодирование больных наркоманией и алкоголизмом, суггестивную психотерапию, ЭКО. С осторожностью надо относиться к косметической хирургии. Одно дело, когда пострадавшему улучшают внешность после травмы лица, и совсем другое, когда кто-то старается «омолодиться» ради удовлетворения блудных желаний. Недопустима уринотерапия. Тот, кто по незнанию этим занимался, должен исповедать грех и над ним вычитают специальную молитву как над человеком, «ядшим скверное».

— А какие нетрадиционные методы допустимы?

— Фитотерапия, гомеопатия, иглоукалывание. Но и тут нужен разумный подход. Нетрадиционное лечение нельзя противопоставлять традиционному. При аппендиците гомеопатия не поможет. Сначала обращайтесь к официальной медицине, а потом, если врач посоветует, используйте альтернативные варианты.

— Иглоукалывание пришло к нам из Китая. Это не противоречит нашей вере?

— Если речь идёт о профессиональной постановке иголок в определённые точки тела, то это чистая физиология и к духовной сфере отношения не имеет. Но есть фирмы, где акупунктурой занимаются оккультисты. Ходить в такие заведения — значит поощрять тех, кто враждебен православному христианству.

Является ли болезнь наказанием

— Почему мы болеем? За грехи?

— Святые отцы говорили, что болезнь — это время посещения человека Богом. Она даётся не в наказание, а как лекарство для спасения души. Это крест, который следует нести достойно, с терпением и благодарностью.

— А когда болезнь неизлечима?

— Если вам поставили серьёзный диагноз, не паникуйте, а начинайте с молитвы. Просите помощи у Бога. Просите, чтобы Господь послал вам умелого врача. Чтобы врач принимал решения не от себя, а как благословлено свыше. В молитве Богородице есть замечательные слова: «Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего». Укрепляйте себя духовно. Оберегайте ум, зрение, слух от всего порочного. И положитесь всецело на Промысл Божий.

Текст: Михаил УСТЮГОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most