Православная газета

Кто он, коварный искуситель?

Священник Пётр Иванов рассказал о том, как распознать бесовские силы и противостоять им

Кто он, коварный искуситель?
Икона «Рождество Христово», XVI век

Недавно, в 8-м номере нашей газеты за 2016 год, мы опубликовали беседу с отцом Петром об ангелах-хранителях. Эта тема ему близка: он и диплом защищал по ангеловедению, и преподаёт в Свято-Тихоновском институте догматическое богословие, составной частью которого является учение об ангелах. После публикации мы получили много вопросов — теперь уже о тех, кто ангелам противодействует в борьбе за наши души.

Тайна великого разделения

— Отец Пётр, а вопросы о бесах — тоже по вашей тематике или это уже другая специализация в богословии, а не ангеловедение?

— Так ведь бесы — это падшие ангелы, поэтому и вопросы переплетаются естественным образом. Душа человека как раз и представляет собой поле битвы между добрыми и злыми духами, ангелами и бесами. Как же эту тему разделишь?

— А когда были сотворены злые духи?

— Сотворены все ангелы были благими. Как говорит церковное Предание, у ангелов существовала свобода воли, такая же, как сейчас у человека. То есть они могли выбирать между добром и злом. И случилось так, что ряд светлых духов — первый из них тот, кого теперь называют дьяволом, или сатаной, — приняли иную сторону, отказались от Бога. Причина этого бунта нам неизвестна. И в дальнейшем, когда произошло разделение между ангелами и бесами, воля и тех и других только укрепилась. Светлые ангелы согрешить не могут, а дьявол и падшие духи не могут сделать добро. И участь их неизменимая.

Что не по силам Агнии Барто

— Легко ли нам самим распознать действия злого духа, может ли он маскироваться?

— Конечно, чаще всего дух-искуситель действует очень хитро. Он не говорит: «А ну-ка давай пойдём кому-нибудь по морде надаём!» Чаще всего присутствует хитрый подход. Святые Отцы называли это «тонкая мысль», или «прилог»: «А давай-ка мы с тобой подумаем, какой ты молодец: не выпиваешь, не воруешь, не прелюбодействуешь. Ты гораздо лучше, чем миллионы других людей! Давай поразмышляем об этом, ведь это так приятно». И вот именно в этот момент нужно среагировать. Если чуть поддашься, дальше будет только хуже, а сопротивляться — уже значительно труднее. А спасти может молитва.

— Это надёжная защита?

— «Хотите увидеть чудо?» — спрашиваю я иногда своих студентов. Отвечают: «Да, конечно!» Говорю: «В следующий раз, когда к вам придёт плохая какая-то мысль — осуждение другого человека, гордость, — начните молиться про себя: „Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Господи Иисусе Христе, помилуй мя…“ Но повторяйте молитву не как „ахалай-махалай“, а осознавая, что Иисусе Христе, к Которому ты обращаешься, Он сейчас возле тебя, рядом. И ты к Нему лично обращаешься как к источнику помощи. И посмотрите, что будет. Я уверен, что эти мысли вас оставят».

Один парень мне сказал: «В этом нет ничего удивительного, вы просто ритмичным повторением себя отвлекаете от дурных мыслей и забываете о них». Я говорю: «Ну хорошо. В следующий раз, когда к вам придёт ­какая-то нехорошая мысль, прочитайте про себя, например, отрывок из „Евгения Онегина“ или Агнию Барто… Отвлеките себя, попробуйте. Ничего не выйдет. При всём уважении к Александру Сергеевичу Пушкину».

Бесу никогда не стать ангелом

— Вы сказали вначале, что участь духов неизменима после их разделения на добрых и злых. То есть добрый ангел сейчас уже на ту сторону не перейдёт?

— Да, это именно так.

— А могут ли покаяться и вернуться к добру бесы?

— К сожалению, тоже нет.

— Почему — к сожалению?

— Жалко всё-таки падших духов.

Текст: Михаил УСТЮГОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most