Православная газета

Можно ли провести Великий пост с радостью

На вопросы читателей отвечает наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва (Михеев)

Можно ли провести Великий пост с радостью

Владыка Савва родился в 1980 году. Окончил Рязанский государственный университет, Московскую духовную академию, oбщецерковную аспирантуру и докторантуру имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, доктор церковной истории. В 21 год стал монахом, в 30 лет — самым молодым наместником самого старого в Москве монастыря, в 31 — самым молодым епископом РПЦ. Возглавляет Юго-Восточное викариатство, а также викариатство Новых территорий Москвы. Является первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии.

В чём главная задача поста

— Часто спрашивают, какие послабления допустимы в Великий пост, есть ли обязательный минимум для тех, кто не может в полной мере поститься?

— Послабления индивидуальны, на них благословляет духовник. Говорить о «минимуме» не стоит: все церковные правила нам даны, чтобы их по возможности исполнять. Важно помнить, что главная задача поста в том, чтобы человек задумался о своём духовном состоянии. Надо вчитаться в тексты богослужения, песнопений этого периода, проникнуться их смыслом и оценить свою жизнь по-новому. Понять, какую великую жертву совершил Господь, когда послал своего Сына к людям, чтобы спасти нас от греха. Каждый человек — огромная ценность в очах Творца. Бог сделал всё для того, чтобы нас спасти, нам остаётся понять это и последовать за Ним.

Святые отвечают на вопросы

— Какие книги, кроме Библии, вы советуете читать в эти дни?

— Творения преподобного Ефрема Сирина, его называют учителем покаяния. «Лествицу» святого Иоанна Лествичника, это настольная книга для всякого, кто хочет возрастать в духовной жизни. Сочинения аввы Дорофея, их обычно читают все послушники, когда вступают в монастырь. Для тех, кто идёт на исповедь, полезна книга архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди», особенно рекомендую её тем, кто приступает к исповеди впервые. Многое могут дать письма святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. Они отвечают на вопросы, которые до сих пор волнуют многих верующих.

Для чего нужны поклоны

— Когда в храме читают Покаянный канон Андрея Критского, полагается часто вставать на колени и кланяться. А что делать больному, пожилому? Оставаться стоять, когда все на коленях, неудобно. Объяснять окружающим, что болен?

— В храме никто не требует, чтобы каждый вставал на колени. Есть устав, но правила — это не приказы для всех без исключения. Я ни разу не видел, чтобы прихожане кого-то укоряли за то, что он не встаёт на колени. Да, на каждый тропарь канона полагается делать три поклона, но в уставе не сказано, какие это поклоны. Так что они могут быть и без коленопреклонений. Пусть каждый сам решает, какую физическую нагрузку он в состоянии понести. Для здоровых людей поклоны, в том числе земные, — это труд, который должен располагать к покаянию, настраивать на молитву. Они не самоцель, а средство для достижения правильного внутреннего духовного настроя. Именно в этом смысл земных поклонов. Но если у кого-то больные ноги, он может даже не стоять, а сидеть. Не человек для правил, а правила для человека.

Откуда рождается радость

— Владыка, есть ли у вас какие-то особые чувства и воспоминания, связанные с Великим постом?

— Ярче всего запомнились дни поста в Московской духовной семинарии, где я учился в конце 1990‑х годов. До этого я был алтарником на приходе, а там службы совершались лишь по выходным и праздникам, то есть полного богослужения не было. Только в духовной школе я по-настоящему открыл для себя смысл всего, что происходит в храме. Днём на семинарских занятиях нам объясняли тексты песнопений, а вечером и утром я с другими учащимися шёл в храм и проводил время на службах. Людей было много, мы были на ногах несколько часов. И в конце службы возникала радостная усталость, ощущение, что ты соприкоснулся с вечностью.

Для меня каждый Великий пост проходит по-разному, но замечаю, что год от года он приносит всё большую радость. Этот период прекрасен тем, что за ним следует день Христова Воскресения — Пасха. Мы её ожидаем и встречаем с чувством восторга не потому, что завершился пост, а потому, что в этот момент приходит понимание того, ради чего Христос пришёл в наш мир. Ведь для нас в отличие от западных христиан главное событие человеческой истории не Рождество Христово, а именно Воскресение. По­этому дни поста Страстной седмицы переживаешь с особым чувством: в нём сопереживание страданиям Христа и одновременно — предвкушение будущей радости. Даже Евангельское чтение о казни Спасителя — это не только скорбь, но и понимание предстоящего духовного торжества, надежды на спасение, ради которого принесена великая Христова жертва.

Текст: Валерий КОНОВАЛОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most