Православная газета

ПРИЛОГ. Чем он коварен и опасен

Как противостоять греху на его первых подступах

ПРИЛОГ. Чем он коварен и опасен
Фото: Сайт Коломенской духовной семинарии

Э то богословское понятие имеет для нас вполне практический смысл. С прилогами мы сталкиваемся постоянно. Неясные образы, греховные помыслы, кощунственные видения — откуда они появляются в нашем сознании? И где та грань, за которой прилог перерастает в грех?

Об этом спрашиваем священника Романа Колесникова, настоятеля московского храма Кирилла и Мефодия в Ростокине.

Чёрные стрелы из преисподней

— Отец Роман, почему прилог называют ещё стрелой дьявола?

— Прилог в переводе с древнегреческого языка обозначает «прикладывание, прикосновение, подбрасывание». Святые Отцы рассматривали прилог как первую стадию проникновения греха в душу. Начальная мысль, появившаяся в голове, может быть отогнана усилием воли человека, а может и надолго задержаться в ней, перерастая в последующие стадии. Задача «стрелы дьявола» состоит в том, чтобы прилог стал действием. Но мы должны чётко понимать: мысль, которая только пришла нам в голову, пока ещё не наша. Для того чтобы она стала нашей, потребуется несколько шагов. Прежде всего это так называемое сосложение, то есть некое согласие, анализ. Затем наступает услаждение прилогом: он уже начинает нам нравиться. И вот тогда внушаемая мысль становится собственной для человека.

— А разве не все наши мысли принадлежат нам?

— В том-то и дело, что нет. На исповеди люди часто каются в греховных мыслях, которые считают собственными. Однако это в корне неверно. Христианин должен быть духовно внимательным и уметь отсеивать прилоги. Другой вопрос: почему именно данная мысль пришла в голову? Святые Отцы сравнивают мысли, которые летают вокруг нас, с мухами в комнате, которые ведь просто так не появляются: вероятно, есть нечто испорченное. Задача хозяина комнаты — выгнать мух и навести порядок.

Так же и прилоги возникают у нас небеспричинно. Дьявол достаточно умён, чтобы не предлагать абсолютно чуждые нам мысли. Он даёт прилог, в чём-то близкий нашему духовному состоянию. Например, редко может появиться мысль убить кого-нибудь, потому что в природе человека заложено, что убийство — страшный грех. Но подобный прилог может возникнуть по отношению к вашему неприятелю, так как дьявол видит вражду между вами и начинает усугублять негатив.

Остановиться и вовремя отогнать

— Как же понять, что мысль чужая, хотя она и в твоей голове?

— Мы живём в скоротечном мире, у нас преизбыток нужной и ненужной информации. Дьявол этим пользуется и подсовывает нам различные прилоги, которые могут стать основанием для страстей. Человек не успевает различить, его это мысль или не его. Поэтому нам необходим навык рассуждения. Надо уметь остановиться в повседневной суете, успокоиться и подумать, на основании чего возникли такого рода помышления. И вовремя их отогнать. Когда мы едем в электричке, то видим мелькающие за окном деревья, продолжая спокойно беседовать с попутчиком. Так же и прилоги должны мелькать и проходить.

— Возможен ли прилог, например, в виде желания выпить алкоголя, после чего человек иногда становится другим, более податливым к искушениям?

— Конечно. В «Прологе», замечательном сборнике житий святых, описана интересная история, когда дьявол долго искушал одного монаха, измучил его и согласился отстать, если тот совершит один из трёх грехов: выпьет вина, изменит монашескому призванию и будет с женщиной или убьёт человека. Монах рассудил, что вино разрешено по уставу, поэтому менее опасно. Выпил. А потом ещё и ещё. Дальше у него помутился разум, он вышел на улицу, увидел женщину, согрешил с ней. Об этом узнал её муж, и монах в итоге убил его. Таким образом дьявол поймал монаха на таившейся в нём страсти винопития и заставил совершить все три греха. Главная задача дьявола заключается в погублении души христианина, а какими конкретно способами он этого добьётся — через бокал вина, кокетливую женщину, угождение начальству или что-то ещё, — не суть важно.

Прилоги отступят, когда ляжем в гроб

— Вы говорили, что следующий шаг после прилога — сосложение, и оно уже опасно. Как и почему это происходит?

— Сосложение наступает, если человек обращает особое внимание на прилоги, концентрируется на них. Преподобный Силуан Афонский считал, что это происходит от гордыни и вскрывает духовное повреждение человека. Мы ни в коем случае не желаем иметь плохих мыслей, но ведь так не бывает: у нормального человека возникают самые разные мысли. Один из способов борьбы с ними — просто не обращать внимания. Другой способ — заниматься при этом каким-либо делом, ведь зачастую дурные мысли лезут в голову от праздности. В духовном делании святые всегда придавали большое значение физическому труду. Я не представляю, чтобы мой дед, который вставал в четыре утра и шёл косить траву, занимался разбором всякой глупости, которая приходила на ум. Мысль пришла и ушла — не беседуйте с ней, не погружайтесь в неё.

— Виноват ли сам человек в появлении прилога в его сознании? Надо ли каяться в прилогах на исповеди?

— Прилоги перестанут появляться, когда мы ляжем в гроб. Пока человек живёт, он постоянно размышляет; как писал Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую». От православного христианина требуется умение различать прилоги — его они или нет. Если не его, то каяться в них не надо. Другое дело, что прилоги вскрывают духовное несовершенство человека, потому что они всегда связаны с его страстями.

Допустим, мне не нравится какой-то человек, я его за что-то осуждаю. Но если в подобной ситуации окажется мой друг, реакция будет совершенно иная. Значит, дело не в конкретном поступке, а в моём отношении к человеку, который его совершил. Так вот, каяться надо не в том, что появились прилоги, а в том, что есть неприязнь к человеку.

На исповеди вполне допустимо сказать о том, что мешает нам жить, мешает быть образом Божиим. Хотя по большому счёту мне кажется, что в наше время прежде всего нужно каяться не столько в мыслях, сколько в поступках, в действиях. Делая акцент на мысли, человек иногда не замечает своей реальной подлости, несправедливости, лживости, жадности. Многие начитались Святых Отцов, и им кажется, что центр духовной жизни в мыслях, тогда как он заключается в делах. А каяться надо в тех мыслях, которые мешают нам делать добрые дела.

— Могут ли прилоги, связанные с кощунственными, нечистыми образами, появляться в голове во время богослужения? Надо ли при этом выходить из храма?

— Не стоит придавать значимость таким мыслям. Задача дьявола — любым способом выгнать вас из храма: подсунуть блудные или хульные мысли, поставить рядом беспокойного соседа или кричащего ребёнка. По мнению преподобного Иоанна Лествичника, причина кощунных мыслей кроется в том, что слишком уж нам хочется быть правильными в духовной жизни. А для того чтобы перестать обращать внимание на хульные прилоги, мы должны перестать осуждать ближних. Сейчас идёт Великий пост, каждый раз мы начинаем его с обещания исправиться и каждый раз в конце поста каемся, что остались такими же. Почему? Потому что мы всегда хотим быть первыми, а надо быть Божиими. Господь попускает нам падения, ведь иначе мы не обращались бы к Нему в молитвах. Когда у человека всё благополучно, Бог ему не нужен.

Не остаться «головастиками»

— Какие из святых, богословов особенно могут помочь в противодействии прилогам? Какие книги стоит почитать для этого?

— Могу посоветовать «Добротолюбие» — пять томов богословских трудов Святых Отцов IV-XV веков. Это просто кладезь духовных истин и примеров на все случаи жизни. Большое внимание прилогам уделяли святые Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Марк Подвижник и другие. Что касается жизнеописания святых угодников, то почти в каждом из них можно найти откровения, которые наиболее близки именно вашему сердцу. Причём я заметил, что одно и то же житие в разные годы жизни воспринимается по-разному.

Однако беда нашего времени заключается в том, что мы чаще всего люди читающие, а не делающие. Прочитали массу духовной литературы, но так и остались «головастиками», то есть у нас все познания только в голове, мы не применяем их на практике. И дьявол прекрасно знает, что бороться с нами можно очень легко с помощью мыслей, прилогов. А вот для того, чтобы нам побороться с чужими мыслями, мы должны заниматься каким-нибудь делом.

— Приходилось ли вам самому выдерживать сильные или необычные атаки прилогов? Какими личными рецептами можете поделиться?

— Для меня важен пример святого Силуана Афонского. Была такая история: когда он становился на молитву, его преследовала навязчивая мысль, что он совершает земной поклон не перед образом Спасителя, а перед дьяволом, постоянно являющимся ему в этот момент. Искушение длилось в течение 15 лет. Преподобный неизменно совершал молитву, но однажды, несмотря на великую любовь к Господу, не выдержав насмешек дьявола, воскликнул: «Господи, Ты неумолим!» В то же самое мгновение святой увидел, что икона Спасителя изменилась и искушение прекратилось.

Мораль истории состоит в следующем: очень многое в духовной жизни, чему мы сопротивляемся, побеждается терпением. Терпение рождается от смирения, а смирением всегда попаляются нападки дьявола.

Если говорить о личном, у меня была сильная неприязнь к одному человеку: каждый раз, когда я его видел, у меня возникали негативные мысли. Мне самому они мешали, но я никак не мог на них повлиять. Потом они пропали. Как это произошло? Я не знаю, я ничего специально для этого не делал. В духовной жизни многое зависит от того, насколько терпеливо человек несёт свой крест и сознаёт своё несовершенство, в том числе невозможность влиять на прилоги. Мы должны не прилогов бояться. Мы должны бояться, что от нелюбви в мыслях перейдём к нелюбви в делах.

Текст: Марина МОРОЗОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most