Православная газета

Удивительные иконы Андрея Костяева

Художник пишет необычные образы, используя опыт египетских мастеров

Удивительные иконы Андрея Костяева

Андрей Костяев из тех счастливых людей, которые с детства знают, чему посвятят свою жизнь. И в этом он видит заслугу родителей. Из шести его братьев и сестёр трое, включая Андрея, пошли по стопам отца — православного художника Юрия Костяева, ушедшего из жизни в 2015 году. Про свои художественные поиски он говорил: «Чем бы мы ни занимались, — всё равно придём к иконе».

Стиль фаюмских портретов

На недавней выставке церковного искусства «Видеть и слышать» особое внимание зрителей привлекли две оригинальные иконы Андрея Костяева —Сергия Радонежского и Николая Чудотворца. Они необычны прежде всего потому, что написаны в стилистике фаюмских портретов – древних погребальных изображений. Их создавали в первые века от Рождества Христова в Египте, в оазисе Эль-Файюм. Иногда эти портреты называют иконами до иконописи, для них характерны светотень, перспектива.

Использование опыта египетских мастеров в современной иконе – творческая находка художника. Иконы Костяева производят особое впечатление: перед ними хочется долго стоять, всматриваться в лики святых, молиться. Образы написаны мягко, в глазах святых можно прочитать любовь и боль за тех, кто просит о помощи.

Работать без «копирки»

Сейчас Андрей трудится над мозаичным проектом в селе Санино Владимирской области. Кроме того, он пишет большую икону – «Четыредесятницу» для православного собора во Франции. Это редкий образ, связанный с богослужениями сорокадневного Великого поста, отсюда и её название. В Третьяковской галерее хранится одна из таких древних икон, написанная учеником Феофана Грека. На ней изображены Иоанн Предтеча в пустыне, сидящая на троне Богоматерь с Младенцем и собор святых угодников Божиих, ходатаев наших о спасении.

— В истории христианской живописи было много различных стилей: мы знаем древнерусские, коптско-африканские, византийские, критские иконы, — говорит художник. – Современные мастера могут выбирать художественный язык, определять стиль, который им ближе. Главное – не писать иконы «под копирку», не превращать это в сухое ремесло. В каждую работу нужно вкладывать своё чувство, усилие, молитву, без этого невозможно двигаться дальше.

Святой Николай Чудотворец
Преподобный Сергий Радонежский
Текст: Ирина КОЛПАКОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most