Православная газета

Сергей Андрияка: «Портрет духовника мне удалось написать уже после его кончины»

Народный художник России – о своём опыте веры и о поездках на Соловки

Сергей Андрияка: «Портрет духовника мне удалось написать уже после его кончины»
Фото: Андрей Никеричев/Агентство «Москва»

В Третьяковской галерее прошла выставка к 10-летнему юбилею Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Открывалась она экспозицией работ самого создателя и ректора академии. Андрияка – признанный мастер, продолжатель классических традиций, потомственный художник и православный христианин.

Мудрость старца Сергия

– На вашей выставке много виртуозных акварельных работ, но есть и картина, написанная маслом, – «Портрет старца». Кто на ней изображён?

– Это архимандрит Сергий (Савельев), он был моим крёстным, а позже духовником и оказал на меня большое влияние. Человек строгой жизни и удивительного христианского мужества. Исповедник, в 1930-е годы был осуждён, сидел в лагере. Позже служил настоятелем Покровского храма в Медведкове. Мне хотелось написать его портрет, но долго не получалось. Я делал зарисовки, наброски. А в Рождественскую ночь 1977 года батюшка отошёл ко Господу прямо во время богослужения, стоя посреди храма.

– И его портрет вы написали позже?

– Да, через девять лет. Мне тогда приснился сон, будто я сижу в его кабинете и рисую старца в свой альбом. Я понял, что это не случайно, что надо всё-таки попытаться сделать портрет. И, что удивительно, картину удалось написать очень быстро. Я стремился передать в ней мудрость и внутренний свет этого человека.

Удивительные храмы

– Вашим первым учителем, вероятно, был папа – известный художник?

– Нет, моя мама, хотя к художеству она не имела отношения. Когда мне было года три-четыре, она предлагала мне что-нибудь слепить из теста. И я охотно лепил, очень нравилось. А рисовать начал лет в семь. И это стало моей страстью, единственным увлечением. Когда папа это увидел, стал со мной заниматься. Он говорил: «Искусство – это знакомство человека с красотой». И всегда обращал на красоту моё внимание. Бывало идём с ним по улице, и вдруг он говорит: «Посмотри, как красиво!» Я всматриваюсь в окружающий пейзаж и в своём воображении пытаюсь представить его как живописный образ.

– На многих ваших полотнах – русские храмы, монастыри в разных городах, сёлах. Это связано с вашей верой?

– И с верой, и с историей. Эти старые церкви – то, что досталось нам от прошлого, наверное, самое выдающееся, самое лучшее. Я много езжу по России и не устаю восхищаться их красотой. Всегда стараюсь узнать подробности об истории храма: как его строили, кто расписывал, какие совершались чудеса. С каждым храмом связаны удивительные рассказы.

Соборный опыт

– Несколько лет назад вы и ученики вашей академии приняли участие в украшении Главного храма Вооружённых Сил России – Патриаршем соборе во имя Воскресения Христова…

– Да, это был грандиозный проект, над ним работали лучшие художники страны. Преподаватели и студенты нашей академии создавали там витражи с изображением воинских наград. Технология сложная: требовалось передать все оттенки цветов, даже такие эффекты, как сверкание бриллиантов в «Ордене Победы». Мы использовали несколько слоёв стекла: медленно нагревали их в специальной печи, чтобы они соединились, сплавились, а потом так же медленно остужали. Для нас это было коллективное творчество, новый, соборный опыт: все сорок витражей делали вместе.

Что заставило задуматься

– Я читала, что мама с детства водила вас в церковь. А когда вы сами почувствовали присутствие Бога в своей жизни?

– Какого-то мгновенного озарения – проснулся утром, что-то ощутил, и с тех пор всё изменилось, – у меня, наверное, не было. В детстве иногда возникало особое, благодатное ощущение, но позже проходило. А потом опять появлялось. Это больше похоже на трудный, медленный процесс приближения к тому, что должно определять нашу жизнь. Но основные моменты таких внутренних импульсов, подвижек, связаны с уходом из жизни близких мне людей. В 1977 году произошли два таких события: в январе умер архимандрит Сергий, а в конце мая – мой папа. И позже у меня в жизни было немало похорон. Каждый раз это заставляло задуматься о вещах, связанных с верой.

Любимое место – Соловки

– Какие святые места вы чаще всего посещаете?

– Любимое место – Соловки. Самое родное, самое дорогое. Там появляется ощущение особой глубины. Ты словно становишься ближе к истине, к тому, что находится в основе жизни, поддерживает тебя и направляет.

– Может, это связано с особым расположением монастыря, с тем, что он удалён от шумной цивилизации?

– Не только. Соловки – святое место. Место особой памяти. Там было очень много, с одной стороны, святости, а с другой стороны – человеческих страданий. И то и другое взаимосвязано, и это место наполнено, как сама наша жизнь. Потому что в жизни человека всегда есть и скорбь, и радость, и спустя годы понимаешь, что они неразъединимы. Скорбящая радость. И на Соловках это есть. Мы впервые поехали туда в 2014 году, всей семьёй. И тогда же поняли, что там – настоящее, чего нам не хватает в нашей повседневной жизни.

– И ещё вопрос: есть у вас сейчас духовник, у которого вы можете спросить совета?

– Не удивляйтесь, но это архимандрит Сергий. Его давно нет на этом свете, но он и сейчас играет важную роль в моей жизни. Наше общение продолжается, и с этим я буду жить до конца.

Текст: Анна СОЛОВЬЁВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most