Православная газета

Какие советы о поведении в храме и в жизни не стоит принимать всерьёз

Околоцерковные предрассудки происходят от недостатка веры

Какие советы о поведении в храме  и в жизни не стоит принимать всерьёз
Фотография: Роман Балаев

Вместо церковных правил часто бытуют различные суеверия. Как отличить одно от другого? На вопросы об этом отвечает настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве протоиерей Михаил Прокопенко.

Чем толще свеча, тем лучше?

— Верно ли, что чем больше и дороже свеча, тем больше шансов, что твои молитвы и просьбы будут услышаны?

— Размер свечи не имеет значения, Господь взирает на расположение сердца человека, и никогда ни одно из добрых дел Он не оставит незамеченным. Вспомните Евангельский рассказ о двух лептах вдовицы, оказавшихся куда более весомыми, чем те дары, которые приносили в церковную сокровищницу состоятельные люди. Они жертвовали от своего избытка, а вдовица — от своего недостатка.

Церковная свеча — это видимый знак принесённой нами жертвы для церковной общины, в которую мы пришли с просьбой помолиться о близких. Знак того, что человек принёс посильное материальное пожертвование для того, чтобы поддерживалось убранство храма, радовало слух благоговейное пение, производился текущий ремонт.

Можно ли прикасаться после причастия?

— Предостерегают: нельзя, чтобы после причастия кто-то посторонний прикоснулся к спине — уйдёт полученная благодать. Для этого, дескать, и отходят от причастия со скрещёнными на груди руками — чтобы благодать сберечь.

— Скрещённые так руки — это древнейший молитвенный жест христиан. В памятниках древних веков упоминается, что первые христиане подходили к Чаше со скрещёнными подобным образом руками. Что же касается прикосновений, получается, что люди переносят в духовную жизнь какие-­то знания из школьного учебника физики: мол, если к чему-­то прикоснуться, заряд уходит. Неужели благодать зависит от внешних факторов, а не от обращённости человека к Богу? Неужели это что­-то случайное, какая-­то физическая величина, которая подчиняется обычным земным законам?

Зачем завешивают зеркала после кончины?

— После кончины близкого человека в доме принято завешивать зеркала. Это традиция или церковное правило?

— Это всего лишь обычай, причём, судя по всему, не повсеместный. Мне довелось отпевать много людей, и только в незначительном количестве случаев он исполнялся. Придавать ему специальное значение не стоит. Если люди исходят из соображения, что кто-­то им там явится, то это просто глупость. Зеркало — обычный оптический прибор, очень удобный и подчас незаменимый: попробуйте, например, представить себе автомобиль без зеркал заднего вида. С другой стороны, люди могут воспринимать зеркало как некий символ, аллегорию обращённости человека на себя. Может быть, излишнее обращение внимания на собственную внешность воспринимается в дни траура как нечто недолжное, потому что все силы следует посвятить молитве об усопшем?

Что будет, если помянуть живого как усопшего?

— Уверяют, что, если по ошибке или намеренно заказать поминальную службу по живому человеку, он умрёт.

— Ошибку можно исправить, переписав записку. Иногда бывают ситуации, когда все думают, что человек умер, а он жив. Но, во-первых, у Бога все живы, а во­-вторых, наш Господь — не безумный профессор, который стремится нас покарать или поймать на ошибке. Он не шпионит за Своим созданием; Он печётся и промышляет о всех, даже о тех, кого мы считаем последним злодеем. Господь всем желает спасения. В конце концов, Он за всех умер на Кресте. И неужели Он нам непреднамеренную ошибку поставит в вину?

Чужой крестик опасен?

— Говорят, что если подобрать потерянный кем-то крестик, то ты берёшь на себя крест этого человека — все его беды, проблемы, печали.

— Мне кажется дикой сама мысль о том, что видимое обозначение победы Господа нашего над смертью — крест, который мы носим на себе в знак признательности, благодарности Богу за Его великую жертву, крест, который из символа позорной смерти стал знаком победы над ней, — может кому-то принести опасность или несчастье. Нужно раз и навсегда понять: Бог ни в коем случае не является источником скорбей. Самое опасное для нас существо — это мы сами, наша злая воля. Мысль о том, что Крест Христов может быть для человека чем­-то угрожающим, – такая мысль наполняет меня ужасом. И вообще, на мой взгляд, называть крестом свои жизненные сложности по меньшей мере высокомерно, это неоправданная дерзость, в этом есть даже нечто кощунственное. По большому счёту есть только один Крест — тот, на котором умер наш Господь Иисус Христос. Убеждённость в том, что, подняв оброненный кем-­то крест, становишься участником чьих-то скорбей, идёт вразрез с христианским сознанием.

Когда появляются предрассудки?

— Откуда вообще берутся околоцерковные суеверия?

— Как правило, суеверия появляются там, где люди напуганы. Ставший привычным испуг — общее место всех суеверий. Он укоренён в язычестве и происходит от недостатка веры. Суеверный человек боится любого знака, любого неосознанного движения. «…Мужайтесь: Я победил мир», — говорит Господь своим последователям. И мы ни в коем случае не должны чего­-то бояться. Единственный страх, который можем себе позволить, который и страхом-то, в житейском понимании, нельзя назвать, — это страх любви и благоговения, молитвенного поклонения Творцу. Страх Божий. А различные суеверия — имя им легион — искореняются только постоянством в церковной жизни, посредством которой все предрассудки и связанный с ними страх разгонятся, как утренний туман. От них не останется и следа, если человек будет веровать разумно, учиться понимать церковное богослужение, постоянно и с благоговением читать Священное Писание, особенно прямую речь Спасителя в Евангелии.

Текст: Марина МОРОЗОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most