Православная газета

Крестные ходы во времена пандемии

Как в Вятке и в Горном Алтае сумели провести традиционные церковные шествия

Крестные ходы во времена пандемии
Фото: Сайт храма в селе Шебалине

Вот как было на этот раз с Великорецким крестным ходом — одним из крупнейших в России. Ежегодно десятки тысяч паломников преодолевают около 150 километров по лесам и просёлочным дорогам, на руках несут Великорецкую чудотворную икону Николая Чудотворца.

В этом году он всё-таки состоялся — менее многолюдный, без обычного сопровождения медиками и полицейскими (они были брошены на борьбу с коронавирусом), без традиционных полевых кухонь. И при этом вызвал множество разногласий как среди верующих, так и в светском обществе. Ожесточённые споры, нередко с взаимными оскорблениями, — идти или не идти — разгорелись между участниками прошлых крестных ходов. А в Интернете появились не очень приятные публикации и комментарии. Пользователи сетей и некоторые СМИ рассказывали, как при приближении крестного хода спешно запирались сельские магазины и точки общепита, а местные жители отказывались предоставлять ночлег паломникам.

И дело ведь не только в одном крестном ходе. Дискуссия гораздо шире. Речь о том, надо ли неукоснительно держаться правил и традиций, если это создаёт проблемы для здоровья окружающих? Как найти золотую середину?

А в 3 тысячах километров от Вятки, в Горном Алтае, тоже каждый год в августе по благословению правящего архиерея проходит многодневный крестный ход «По стопам алтайских миссионеров».

— По понятным причинам в этом году санитарные службы не согласовали его проведение, что разочаровало и расстроило многих постоянных участников крестного хода, — рассказал настоятель храма в алтайском селе Шебалине иерей Павел Тайченачев.

И тогда священник возглавил автомобильный крестный ход из семи участников — по числу мест в микроавтобусе. Двое взрослых и пятеро воспитанников «Школы патриотов России», созданной при Успенском храме, отправились по красивейшему Чуйскому тракту. В течение пяти дней они посещали памятные места, участвовали в литургиях.

— На всём протяжении автомобильного крестного хода мы исполняли особое молитвенное правило — суточный круг богослужения по часослову. Молитва совершалась не только в храмах, но и во время движения в автомобиле, и во время пребывания на природе, — рассказал отец Павел. — Небольшая группа смогла достичь поставленной цели без нарушения запрета санитарных служб.

Да, форма и масштабы изменены, но суть-то осталась. А это главное в вере. Не буква, а дух.

Текст: Татьяна ЩЕРБАКОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most