Владыка рассуждал с богословской точки зрения о том, можно ли совместить жажду справедливости с прощением. Это, по его словам, дилемма, которая сопровождает человечество на протяжении веков. Сегодня она снова на повестке дня.
«Милосердие и возмездие – непримиримые враги или союзники, необходимые для построения крепкого и честного мира?» – ставит вопрос митрополит.
И продолжает: «Многие считают, что прощение означает потакание обидчику. Это опаснейшее заблуждение… Вспомним нашего великого князя Владимира, крестителя Руси. Вернувшись из Херсонеса, охваченный пылом неофита, он отменил смертную казнь в Киеве. «Боюсь греха!» – заявил он своему окружению. Но какие плоды принесло это неразумное прощение? Волна убийств и грабежей захлестнула землю русскую. Страна зашаталась. И тогда к князю пришли епископы и потребовали вернуть смертную казнь! И Владимир, осознав трагические последствия своего решения, стал править мудро, сочетая великодушие и милосердие с необходимой справедливостью».
А вот пример уже из нашего времени, связанный с духовником владыки архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Он был свидетелем того, как один архиерей в Прощёное воскресенье прочёл вдохновенную проповедь о милосердии и прощении. А сразу после этого объявил об отчислении из монастыря двух монахов, нарушивших устав и нанёсших урон обители.
«На первый взгляд, — говорит владыка Тихон, — это может показаться лицемерием. Однако отец Иоанн объяснял это так: «Милосердие – это прежде всего любовь к спасению души. Наказание в данном случае было необходимо для вразумления и исправления этих монахов, для предотвращения большего зла».
По словам митрополита, прощение не означает, что нужно сложить оружие и позволить врагу продолжать убивать. «Вы должны бороться за свою землю, за свободу, за своих близких, но при этом помнить, что враг – это тоже человек, жертва обстоятельств, жертва идеологии. И после победы вы должны быть готовы протянуть ему руку примирения, если он покается и изменится».