Православная газета

Три богатыря

Кто стал лауреатом Патриаршей литературной премии

Три богатыря
Анатолий Байбородин. Фото предоставлено Издательским советом Русской Православной Церкви

Недавно в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя избрали и наградили новых лауреатов Патриаршей литературной премии. Это три опытнейших литератора – двое из Москвы и один из Иркутска. Познакомимся с ними поближе.

Певец земли сибирской

Прозаик Анатолий Байбородин – человек исключительной цельности. Своими руками построил домна Байкале, любит ходить по тайге. В юности, правда, пошалил: будучи студентом университета увлёкся западной прозой и написал роман в форме «потока сознания». Но вскоре вернулся к истокам: родной земле, её языку, истории, непростым судьбам. Эпиграфы для своих произведений он часто берёт из Евангелия и объясняет: «В идеале писатель, словно приходской поп, — посредник меж Богом и народом, меж небом и землёй».

Свой витиеватый, красочный стиль он называет народным, потому что в нём — дух его родного забайкальского села, его семьи, где мать была из старообрядцев, а отец коренной сибиряк. «Моя проза – это предостережение нынешнему айфонному человеку: остановись, оглянись, всмотрись в мудрый мир наших предков, возлюбленных природой, — объясняет писатель. – И пусть из сего мира не грешное, но боголюбивое и человеколюбивое наполнит твою душу».

Чтобы почувствовать вкус этой прозы, достаточно прочитать отрывок из сборника «Зёрна» — авторские впечатления от прогулки по Москве: «Оглядывая русские соборы, ощущая себя пред их величием, червием земным, суетным и невыправимо грешным,
вновь и вновь дивишься, вроде и не веришь: русские ли мужики во славу Христову сотворили эдакую божественную красу, коя иноземцам-иноверцам и не снилась даже в самом боговдохновенном сне? И невольная гордость за родимых братьев и сестёр прямит ссутуленную спину, горделиво вздымает понурую голову к сияющим куполам, словно и ты приложил дух свой и ремесло к дивному величию».

Андрей Воронцов. Фото: pechorin.net
Андрей Воронцов. Фото: pechorin.net

Русский мир Андрея Воронцова

Андрей Воронцов ещё в школе знал, что станет автором книг, и очень удивлялся, что его написанные от руки юношеские творения не спешат публиковать. Ситуация изменилась через несколько лет, когда он окончил медицинское училище и стал работать фельдшером на скорой помощи. Это дало бесценный опыт, будущие сюжеты, характеры. Потом была учёба в Литературном институте и редакторство во многих журналах – «Октябрь», «Москва», «Наш современник». Он известен как один из лучших знатоков жизни и творчества Шолохова, как активный публицист и педагог — наставник молодых талантов.

Особенно волнуют его темы, связанные с русской культурой и исторической судьбой. «В наших былинах, песнях, духовных стихах и житиях говорится больше не о чудесах, творимых святыми великомучениками, а об их страданиях, — пишет он в статье «Русский мир: быть или не быть». — Жалость и врождённое чувство справедливости не позволяют нам забыть унижений, выпавших на долю лучших людей среди нас. Вот почему «русский» означает «православный».

Проза Воронцова различна: от исторической до философской. Его повесть «Имя Бога» — это по сути диалог главного героя с лукавым гостем по имени Адам, который пытается доказать несовершенство Творца и достоинства сатаны. Герой смущён, но потом осеняет искусителя крестным знамением, и наваждение исчезает. Выйдя на весеннюю улицу, герой встречает девушку, идущую из храма. «Христос воскресе!» — говорит она. «Из её уст прозвучало подлинное Имя Господа, которое мне, несчастному умнику, в спорах с Адамом не приходило в голову: Иисус Христос», — завершает автор свой рассказ.

Сергей Дмитриев. Фото предоставлено Издательским советом Русской Православной Церкви
Сергей Дмитриев. Фото предоставлено Издательским советом Русской Православной Церкви

Поэт, фотограф, путешественник

Уникальная личность — так говорят о Сергее Дмитриеве. Ему 66 лет. Стихи писал смолоду, но потом ушёл в историческую прозу: о Грибоедове, Короленко. Много времени отнимала работа: с 1994 года он — главный редактор издательства «Вече». И всё же тяга к поэзии взяла своё. Названия его лирических сборников говорят сами за себя: «Я жизнь за всё благодарю…», «Любовь земная и небесная», «Россия сердце тревожит…».

Есть у Дмитриева цикл, включённый в антологию «Молитвы русских поэтов XX-XXI веков», где он прямо обращается к Творцу:

О Господи, один лишь Ты
Мне даришь силы и терпенье,
И неземное озаренье,
И чувство вечной красоты.

«Душа болеет о многом, — пишет автор, — о Боге и мироздании, о вере и душе, о жизни и смерти, о вечности и бессмертии, о Родине и природе, о детях и внуках, о стихах и путешествиях…»

Он и вправду путешественник, и в самых далёких странах пишет стихи и делает фото. Возникает сплав словесного и визуального: уже изданы четыре фотоальбома с его поэзией.

Другой проект Дмитриева – портал «Поэтические места России» (ruspoetry.ru). В нём — стихи разных поэтов о городах и весях русской земли. «Там интерактивная карта, — объясняет автор. — Выбрал, к примеру, город Торжок, и можно прочитать, что про него писали Пушкин и Вяземский. Про Москву писали десятки поэтов. На сайте есть и мои стихи, и более тысячи моих фото».

Другая его задумка: соединить книгу, видео и аудио. Читаешь, к примеру, книгу по истории Церкви, и тут же можно помощью QRкода открыть в Интернете нужные сайты, посмотреть документы, цитаты, послушать песнопения того времени. И таких идей у Дмитриева немало. Он в постоянном поиске, в движении, и своё ощущение передаёт так:

Самое сложное в жизни –
не падать,
А снова вставать и идти.
И главная в жизни награда —
Всегда оставаться в пути.

Текст: Михаил УСТЮГОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most