Православная газета

В Музее Андрея Рублева открылась выставка-путешествие

70 икон из частной коллекции образуют маршрут по Древней Руси

В Музее Андрея Рублева открылась выставка-путешествие
Преподобный Макарий Калязинский изображён на фоне монастыря, который сегодня находится на дне водохранилища. Фото автора

Побывать на этой выставке — значит совершить неповторимое путешествие: на стендах с иконами прочерчен маршрут от Москвы на север, северо-восток и до Урала, а затем в Поволжье и на юго-запад до Киева. Владимир, Ростов, Тверь, Архангельск, Верхотурье, Ярославль, Углич, Нижний Новгород…

Каждому географическому пункту соответствует старинная икона: образ святого, особо почитаемого в данной местности, с видом основанной им обители или храма, где находятся его мощи. В Тотьме это Феодосий Тотемский, в Твери — Макарий Калязинский, на Валдае — Иаков Боровичский, в Торжке — Ефрем и Аркадий Новоторжские, в Москве — Василий Блаженный и Иоанн Колпак, прототип юродивого из Пушкинского «Бориса Годунова».

— Эти небольшие по размеру иконы писали не для храма, а для паломников, — рассказывает куратор выставки, учёный секретарь музея Наталья Комашко. — Путешественник увозил с собой икону с ликом святого, у мощей которого он помолился, и с изображением монастыря, где побывал. Иногда по желанию заказчика на полях иконы дописывали образы его небесных покровителей.

Изографы так тщательно рисовали монастырские ансамбли, что сегодня историки архитектуры пользуются их работами как документами для своих исследований. Где ещё найти изображения обителей, перестроенных или разрушенных в более позднее время? На иконе Нила Столобенского можно увидеть основанную им обитель, какой она была в начале XVII века, когда в ней были ещё деревянные храмы. А на другой иконе святой Макарий Калязинский стоит на фоне созданного им Троицкого монастыря. Эта знаменитая и самая большая на Тверской земле обитель была затоплена в 1940 году при создании Угличского водохранилища.

— Виды монастырей точны во многих деталях, но всё же идеализированы, — отмечает Наталья Комашко. — Авторы икон стремились показать их как идеальное пространство, подобие Небесного Иерусалима. Это относится и к пейзажам на иконах: они великолепны и отсылают нас к райскому саду.

До 60-х годов XIX века подобные иконы были штучным продуктом: крупные монастыри создавали их в своих мастерских, менее богатые заказывали мастерам со стороны. Их преподносили в дар почётным гостям, благотворителям, жертвователям. После отмены крепостного права ситуация изменилась: сотни тысяч крестьян получили возможность паломничать по Святой Руси. И каждому хотелось вернуться домой с памятным молитвенным образом. Реакцией на повышенный спрос стал массовый выпуск икон — недорогих и уже не столь высокого качества.

Но в нынешней экспозиции представлены только самые ценные, уникальные образы, созданные в XVII-XVIII веках и в начале XIX века. Их на протяжении многих лет собирал московский художник Николай Панитков. Сам он концептуалист, участник созданной в 1970-х годах арт-группы «Коллективные действия» и одновременно ценитель русской иконы, нашедший свой, особый принцип формирования коллекции.

В 2004 году Панитков впервые принял участие в выставке Музея им. Андрея Рублёва. А потом предложил для экспозиции всё своё собрание. В музее этому рады, но желающих показать публике свои со
кровища не так мало. Коллекцию Николая Семёновича «поставили в очередь», и вот через несколько лет мы можем увидеть собранные им шедевры.

Выставка «Дорогами Святой Руси. Иконы русских святых из собрания Николая Паниткова» работает до 17 мая 2020 года. Адрес музея: Андроньевская пл., 10

Текст: Игорь КОВАЛЁВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most