Православная газета

Алексей Фаддеев: Если есть создание, есть и Создатель

Заслуженный артист России рассказал о полюбившемся монастыре и о своём пути к вере

Алексей Фаддеев: Если есть создание, есть и Создатель
Фотография: Артур Новосильцев/Агентство «Москва»

Четверть века Алексей Фаддеев служит в Академическом Малом театре России, снимается в кино. Не так давно он вместе с супругой — актрисой Глафирой Тархановой принял участие в проекте «Святыни России» телеканала «Спас». Заслуженный артист России рассказал нам о том, что ему больше всего запомнилось и что его сегодня волнует.

Вырванная страница из Евангелия

— Алексей, вы участвовали в проекте «Святыни России» и объехали множество монастырей и храмов. Каждый из них уникален по-своему. А что произвело на вас наиболее сильное впечатление?

— Николо­-Угрешский монастырь. Очень благодатное место. Настоятель монастыря рассказал нам тогда историю о том, какими удивительными путями Господь приводит людей к вере. Один молодой человек стоял на автобусной остановке, и вдруг порыв ветра кинул ему в лицо вырванный из книги лист. Это оказалась страница из Евангелия. Мужчина прочитал то, что там было написано, уверовал, окончил семинарию, стал священником. То есть получилось, что кто­-то совершил акт вандализма — разорвал Библию, а другой человек пришёл к вере. Это реальная история. Всем, кто не был в этом монастыре, настоятельно советую его посетить. Он посвящён самому любимому на Руси святому — Николаю Угоднику. В обители есть почитаемая икона чудотворца; она необычна, я такой больше нигде не видел.

Друг детства стал батюшкой

— С этим же монастырём у меня связана ещё одна история. Мой друг детства Дмитрий, с которым мы вместе ездили в пионерский лагерь, а позже поддерживали приятельские отношения, как-­то мне звонит и говорит: «Приезжай в Николо-­Угрешский монастырь». Приезжаю, а Дмитрий выходит ко мне в подряснике. Оказалось, что он учится в духовной семинарии. Для меня это было полной неожиданностью. Дмитрий рассказал, что в одной деревне в Рязанской области он познакомился с местным батюшкой, и тот привёл его к вере. Потом Дима влюбился в дочь батюшки. Ныне отец Димитрий — священник, служит в Екатеринбурге, у него девять детей.

— А как вы сами пришли к вере?

— У меня все предки верующие православные. Я в подростковом возрасте вдруг сам стал ходить в наш рязанский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Скорбященском кладбище. Сейчас многие храмы в Рязани восстановили; моя мама ходит в храм, где в советские годы был размещён пивзавод. Веру в то время пытались заменить марксизмом-ленинизмом, но православие, слава Богу, выжило и осталось с нами.

Почему не надо бояться исповеди

— Знаю людей, которые всем сердцем верят в Бога, но исповедоваться боятся. Что бы вы им посоветовали?

— Я сам впервые исповедовался где­-то лет в тридцать. Исповедовал меня молодой священник. Подхожу к нему и говорю, что я первый раз на исповеди. Он на меня как-­то очень по-доброму посмотрел и сказал: «Слава Богу!» Потом он посоветовал приходить почаще в храм и обязательно причащаться. Вот если бы такой батюшка попадался каждому… Прийти на исповедь взрослому человеку действительно бывает непросто. Мой друг отец Димитрий говорит: «Пойми, ты исповедуешься не батюшке, а Богу. Священник может тебе что-­то посоветовать и отпустить твои грехи. При этом он должен тебя выслушать и потом забыть, в чём ты ему признался». Современные люди порой меня удивляют: они боятся пойти на исповедь к батюшке и вместе с тем не боятся рассказывать о своих проблемах психологу, причём за большие деньги. И я точно знаю, что далеко не все из таких светских специалистов хранят тайны клиентов. Всем, кто сегодня на пути воцерковления, хочу напомнить: ещё несколько лет назад было распоряжение священноначалия о том, чтобы в каждом православном храме находился человек, к которому можно подойти с вопросами и получить разъяснения.

Как снимать кино для подростков

— Что вас сегодня особенно тревожит?

— Торжество греха везде, и не только на Западе. Меня очень волнует разгул наркомании. Например, один из моих друзей детства умер от передозировки, и многие знакомые из Рязани умерли от этого. Недавно прочитал, что у нас в стране довольно много 14­-15 летних подростков, которые употребляют дешёвый синтетический наркотик, ведущий к психопатии, а далее к шизофрении.

Что это, если не сатанизм?! Это же ужас, это ад на земле! Это по-­настоящему страшный враг, убивающий нашу молодёжь. И времена сейчас такие, что ни угрозы, ни окрики не помогают. Снова вспоминаю слова отца Димитрия. Однажды я спросил его: как снимать православное кино, чтобы оно понравилось молодёжи? Он ответил: «Понимаешь, его нужно снимать так, чтобы оно не было слащаво-­приторным, чтобы оно не вызывало отторжение у молодых людей. Нужен умный сценарий. Мысль не должна быть лобовой, потому что подростковый возраст в любые времена — это возраст бунтаря. Подростки часто отрицают то, что им навязывают или говорят старшие».

— У вас четверо сыновей. Они ходят с вами в храм?

— Да, бывает, что мы ходим все вместе. Но я стараюсь им ничего не навязывать. Отстоять полную службу, а это два­-три часа, детям, понятно, нелегко. Важно, чтобы с их стороны сохранялся искренний интерес к вере. Как-­то старший сын спросил: «А это точно, что есть Бог?» У меня в ответ родилась такая фраза: «Понимаешь, сынок, если есть создание, то есть и Создатель».

Текст: Ирина КОЛПАКОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most