Православная газета

«Спать не лягу, пока не помолюсь»

Как популярный певец Григорий Лепс собрал уникальную коллекцию икон

«Спать не лягу, пока не помолюсь»
Фото автора

Одна из самых необычных экспозиций открылась в Государственном историческом музее (ГИМ). Это — выставка «Предивное художество», на которой представлены иконы из собрания Григория Лепса.

«Aуди» — за триптих

Известный певец и продюсер предстал на её открытии с неожиданной стороны. Он проявил себя не только как знаток иконописи, но и как человек, для которого коллекционирование икон — это нечто большее, чем просто увлечение.

— Я спать не лягу, пока не помолюсь, — заявил он, стоя перед образами. — Из дому не выйду, пока не помолюсь.

И это не единственное яркое признание Григория Викторовича. Во время импровизированной экскурсии он останавливался около разных икон. И комментарии его порой были весьма своеобразны.

— За этот триптих я отдал шестилитровый седан «Aуди A8» с тремя телевизорами и с двумя холодильниками: денег в тот момент не было, — поясняет коллекционер. — А вот самый дорогой подарок в моей жизни. Друг знал, что этот старинный образ мне очень нравится, что я всегда хотел его приобрести. Но приобрёл он и мне подарил.

Про небольшую работу мстерского мастера «Зачатие святой Анны» Лепс сказал, что обошлась она недорого, но ценна другим:

— У меня ведь жена — Анна. Поэтому я эту икону и приобрёл.

Не менее любопытны его слова об иконе, которой нет на выставке, но для его коллекции она очень важна. Это — образ Спасителя, подаренный артисту Президентом России.

— Был праздник, на котором я пел для очень узкого круга людей, — сообщил Лепс, — там ещё выступали Филипп Киркоров, Лариса Долина, Николай Басков. И каждому преподносили какие-­то подарки. Владимир Владимирович знал, что я люблю иконы. Вот и подарил образ с надписью «В.Путин. С уважением». Эта икона у меня дома хранится.

Всё началось с подделки

На вопрос о том, что для него значит эта выставка, Григорий Викторович ответил:

— Очень надеюсь, что выставка понравится людям, что они оценят её и порадуются за меня.

А ведь началась коллекция… с подделки. 20 лет назад к певцу попала работа, покорившая его необычайным исполнением: на очень старой доске совсем не старая живопись.

— Я уже тогда понимал, что это подделка, — вспоминает Лепс, — но уж очень здорово выполненная…

С тех пор он начал собирать иконы и приобретал только то, что нравилось. Теперь в его собрании более 200 подлинных икон, 192 из них выставлены впервые. Самая старая датируется серединой XVI века: тот самый «Спас Нерукотворный» — подарок друга.

Открытия и традиции

Выставок частных коллекций такого масштаба и качества не припомнят даже специалисты. Об этом сказала нам куратор выставки главный научный сотрудник Исторического музея Елена Михайловна Юхименко. Она пояснила, что название экспозиции не случайно отсылает нас к известному произведению Николая Лескова «Запечатленный ангел»:

— Именно в этом рассказе писатель даёт такое определение иконописной святыне — «предивное художество». Свои глубинные знания предмета Лесков получил у двух иконописцев, с которыми был лично знаком. Это — петербуржец Никита Рачейсков и московский мастер Николай Силачёв. Лесков очень ценил их работы, призывал сделать специальную выставку только из них. Но сегодня известны лишь две иконы Рачейскова и пять — Силачёва. Так вот две редкие работы Силачёва есть в собрании Лепса, и они выставлены в ГИМе.

Елена Михайловна рассказала, что на выставке представлены и памятники древнерусского искусства XVI-XVII столетий, и произведения официальной религиозной живописи XVIII — начала XX века, которые не относятся к академическому направлению, но обнаруживают связь с традиционной иконой и живоподобным письмом мастеров Оружейной палаты. Особое место занимают работы гонимых старообрядческих мастеров XVIII-XIX веков.

— Половина выставленных икон — старообрядческие, — сказала Елена Юхименко. — Они дают адекватное представление об истории этого направления иконописи. Вот работы выгодских иконописцев: редчайшие сюжеты, российские чудотворцы, «Реки Вавилонские», «Душа чистая». Московский иконописный центр представлен Московской общиной поморского законобрачного согласия. Здесь подписная икона «Захария» Фёдора Пронина, прихожанина Монинской моленной, там «Спас» из ряда евангелистов московского купца Случаева. Это — вещи федосеевских иконописцев Преображенского кладбища, подражающих строгановским… Рядом Романов-Борисоглебск Ярославской земли. Далее — Палех и Мстера…

По мнению Е.Юхименко, посетителей выставки ждут открытия. Речь о новых именах, которые малоизвестны и специалистам: тот же Силачёв, З.Бронин, И.Краузов,

Я.Богатенко, А.Бороздин… Есть уникальные работы. Например, редчайшая икона «Апокалипсис», икона «Сотворение мира».

— В целом коллекция музейного уровня и высочайших художественных достоинств, — убеждена Елена Михайловна. — И это достойное продолжение традиций собирательства. Мне кажется, что только такие целеустремлённые люди, как Григорий Лепс, могут собрать столь замечательную коллекцию.

Выставка работает до 6 ноября в новом выставочном зале ГИМа, на 2-м этаже музея (Красная пл., 1). Есть отдельный вход перед Воскресенскими воротами

Текст: Елена ЛИТОВЧЕНКО «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most