Православная газета

Владислав Сташинский: Без Бога невозможно ни бороться, ни жить

Известный режиссёр и актёр считает театр возможностью для духовных откровений

Владислав Сташинский: Без Бога невозможно ни бороться, ни жить
Фото: Игорь Семушин/Предоставлено Владиславом Сташинским

Композитор и поэт, сценарист и режиссёр, музыкант и актёр — это всё о Владиславе Александровиче Сташинском. Его мюзиклы, среди которых «Маугли», «Пираты Карибского моря», «Волшебная лампа Аладдина», «Пётр и Феврония», собирают полные залы в разных театрах страны. А сам он говорит, что театр — это его кафедра для духовных откровений.

После страшных испытаний

— Владислав Александрович, когда к вам пришла вера?

— Я всегда стремился к гармонии. Потому что в сумбуре появляется много нехорошего. И писать мне хотелось не о сиюминутном, а о вечном. В молодые годы я сочинял песни и не думал о больших формах, но, когда у меня родилась дочь, захотелось создать что-то значительное для детей. У нас с женой тогда была театральная студия, там и появился на свет мой музыкальный спектакль по мотивам сказочной повести Киплинга «Маугли».

А потом случилось большое горе: моя жена Ирина умерла. Она болела четыре года, и тогда я чётко осознал, что бороться и жить без Бога невозможно. Ведь человеку всегда нужна надежда. Увы, но, чтобы что-то в этой жизни понять, мы зачастую должны пройти через страшные испытания.

— А в творчестве вера как проявляется?

— Тот же спектакль «Маугли» родился из православного взгляда на мир. У Киплинга меня зацепило слово «закон». Есть Закон Божий, заповеди: не убий, не укради, возлюби ближнего… В моей трактовке законы джунглей им аналогичны, и в конце концов они побеждают.

В финале Маугли наказывает Шер-Хана, поправшего эти законы и возомнившего себя богом, а потом бросается к смертельно раненной Шер-Ханом волчице Ракше, полюбившей его, как мать. Маугли плачет, переживая потерю, и именно в этот момент по-настоящему становится Человеком. Такого события у Киплинга нет, но для меня оно принципиально. Такой финал даёт этой сказке мощный духовный смысл.

Недавно на премьере спектакля в Петербурге я видел, как мальчик-кадет лет 9-10 во время этой сцены заплакал, и эти слёзы дорогого стоят. Мне иногда говорят, что детские спектакли должны быть развлекательными, детям не нужны проблемы. Но это неправильно. В юном возрасте развивается душа. Великое счастье, когда родители начинают водить детей в храм с ранних лет.

— Позже вы создали музыкальный спектакль «Пётр и Феврония». Как святые супруги стали вашими героями?

— Моя вторая жена, Наталья, которая приняла как мама и мою дочь, очень чутко поняла моё желание быть с Богом, и сама всем сердцем обратилась к вере. Идея написать «Петра и Февронию» родилась у нас как очень личная. К Богу мы тоже пришли через боль и большие испытания, как Пётр и Феврония. И эта история повлияла на всё дальнейшее творчество.

Проповедовать между строк

— Какая церковь стала вашей духовной обителью?

— Для нас это — храм Всех Святых в Красном Селе. Здесь служат удивительные люди: настоятель протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Евгений Каньшин, архимандрит Тихон и другие. К ним мы всегда можем прийти, чтобы спросить совета, получить благословение. Здесь мы корректируем свою внутреннюю жизнь. И творчество выверяем в правильном направлении. Отец Евгений мне как-то сказал: «В театре можно сделать много хорошего, можно между строк проповедовать».

— А в конкретных постановках духовные советы помогали?

— Когда я работал над «Петром и Февронией», мне хотелось, чтобы эта история была интересна всем. Но необыкновенно красивая повесть «О Петре и Февронии Муромских», созданная в первой половине XVI века по канонам того времени, для понимания современным человеком нуждалась, на мой взгляд, в доработке. Когда пришёл к отцу Тихону за благословением и спросил, можно ли мне эту историю досочинить, он даже не стал выслушивать мою версию, а просто сказал: «Поезжай в Муром со своей супругой на пару дней, там ответ придёт сам собой».

Так и случилось. В муромской гостинице на столике я увидел книжку местного автора Анатолия Зубкова «Повесть о великой любви святых Петра и Февронии». Прочитав её, я увидел, что там изложена новая авторская версия, отличная от канонической. Значит, и я на правильном пути. Так появились в моей пьесе много новых героев, неожиданные сюжетные повороты, но при этом сохранена духовная суть истории. Надеюсь, её оценит даже далёкая от церкви публика. Может быть, увидев её, люди захотят бережнее относиться к своим близким, беречь семью.

Песню посвятил людям, сожжённым в Одессе

— Современные события на Украине нашли отражение в вашем творчестве?

— Конечно, мне очень хочется сделать сборник песен на важные общечеловеческие темы. Меня долго одолевало тяжёлое чувство после страшной трагедии в Одессе в мае 2014 года. Но до сих пор это жуткое злодеяние осталось безнаказанным, как бы растворилось, хотя на глазах у всех самым циничным образом были уничтожены десятки людей. По большому счёту это мученики. Но для многих обыденностью стали чужая боль, страдания, крики о помощи. Люди очерствели. А ведь равнодушие может убить наш мир. Я написал об этом песню «Чужая боль» и посвятил сожжённым в Одессе людям. Мой друг, замечательный актёр Александр Бабенко, будет петь её со своим ансамблем. Он и сейчас исполняет мои песни на фронте, поднимает дух наших ребят.

Текст: Ирина КОЛПАКОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most