Православная газета

Как поехать на Афон

О паломничестве на Святую гору рассказывает священник Роман Колесников

Как поехать на Афон
Фото из личного архива

У прихожан московского храма Антония и Феодосия появилась традиция — совместные паломнические поездки по святым местам в нашей стране и за её пределами. Особый маршрут — Афон. Священник Роман Колесников уже не раз совершал такие путешествия и готов поделиться своим опытом с читателями, прихожанами других храмов.

Мужской маршрут

— Что нужно знать тем, кто собирается на Афон?

— Первое и уникальное условие этого маршрута — он исключительно мужской. Женщинам запрещено появляться на Святой горе — такова древняя традиция. Она остаётся незыблемой, хотя в последнее время различные органы Евросоюза пытаются оспорить этот пункт.

— Ну а тем, кому разрешено, с чего посоветуете начинать путь на Афон?

— Надо сначала решить для себя, чего ждёшь от предстоящего паломничества, в каких монастырях хочешь побывать. Я, например, каждый раз меняю маршрут и уже несколько лет комбинирую поездку на Афон с посещением других святых мест. Вот в прошлом году мы с паломниками в ходе такой поездки посетили остров Корфу, были у святителя Спиридона Тримифунтского. А в этом году я решил осуществить свою мечту и побывать в древнем городе Константинополе, нынешнем Стамбуле. Когда маршрут определён, начинается организационная работа. Нужно подобрать отели, в которых будем жить, подумать о питании: обычно мы бронируем номера в гостиницах с завтраками, наконец, получить шенгенскую визу. А для посещения Афона необходим ещё один уникальный документ — диамонитирион.

— Что это значит?

— Это особая церковная виза для Святой горы. На Афоне существует определённая квота на выдачу диамонитириона, его следует заказать заранее, а получать именно в тот день, на который он заказан. При получении паломники должны заплатить гос­пошлину в размере 25 евро с мирянина и 10 евро со священника. Всё это происходит в городе Уранополисе, откуда и отходит паром на Афон. Уранополис расположен на берегу моря, здесь много кафе и ресторанов с греческой кухней, есть все условия, чтобы отдохнуть перед поездкой на Афон. Обычно мы накануне прилетаем из Москвы в Салоники, оттуда проезжаем около 140 километров до Уранополиса, купаемся в море — кстати, на Афоне монахи это не благословляют, — набираемся сил, а уже на следующее утро идём получать диамонитирион. Покупаем греческую телефонную карточку, чтобы дешевле звонить домой, приобретаем билеты на паром и идём на причал, откуда в 9.45 каждое утро отходит паром, который называется «Аксион Эстин» — «Достойно Есть». Паром идёт вдоль полуострова, и интересно наблюдать, как начинают появляться монастыри, большинство из которых расположено вдоль береговой линии, и везде причалы.

Встречает монах на грузовике

— Где лучше сойти на берег?

— Всё зависит от плана, который надо составить заранее. В этом году наша задача состояла в том, чтобы посетить монастыри, в которых раньше не были, поэтому мы с братией вышли на причале, принадлежащем монастырю Констамонит.

— Как добираются от причала до монастыря?

— К нашему приятному удивлению, нас ожидал монах на грузовике. Мы все забрались в кузов и поехали в Констамонит. Надо отметить, что он мало посещается паломниками, поскольку находится несколько в стороне и физически непросто к нему подняться. Монастырь посвящён святому первомученику Стефану и интересен тем, что является одним из двух монастырей на Афоне, которые не принимают помощь от Евросоюза. Монахи ведут крайне аскетический образ жизни, у них отсутствует электричество, всё отапливается дровами. Здесь нет цивилизации в нашем понимании. Это место делания Иисусовой молитвы. В XIII веке монастырь был полностью разрушен католиками за то, что монахи не приняли Унию, и до XIX века находился в запустении. Потом два насельника взяли благословение у своего старца и пешком пошли в Россию. Именно на пожертвования русских христиан обитель была полностью восстановлена, за что монахи очень благодарны России. После Констамонита мы отправились в мой любимый монастырь Дохиар, в котором находится икона Божией Матери «Скоропослушница», мы всегда с особо трепетным чувством служим перед ней акафист. Прикладываемся к святыням, пишем записки. Любопытно, что на Афоне монахи просят писать имена по-русски в именительном падеже.

Сначала архондарик, потом святыни

— В чужой монастырь со своим уставом идти не советуют, а какие свои правила есть у афонских обителей?

— Тем, кто едет на Афон в первый раз, важно знать об одной традиции: прежде всего паломник должен посетить не святыни, а архондарик. Это некое гостиное помещение, где вам предложат отдохнуть с дороги, выпить воды или кофе, подкрепиться лукумом. И только после того, как паломники приняли гостеприимство, архондаричий приглашает в храм.

— Легко ли вписаться паломнику в распорядок дня обители?

— Вот как это происходит. Следующий монастырь, который мы посетили, был Ксенофонт: там находятся частица мощей великомученика Георгия Победоносца и чтимая икона Божией Матери «Одигитрия». Нас разместили в гостинице, потом мы пошли на богослужение — вечером оно короткое, примерно 40 минут. После этого нас пригласили в трапезную, в которой тоже следует соблюдать заведённый чин: священники и монахи питаются отдельно от мирян. Все ждут, когда придёт игумен. Он даёт удар в колокол, начинается молитва. Люди садятся за столы, чтец начинает читать житие святого. Через некоторое время игумен опять звонит в колокол — это знак того, что теперь мы можем вкусить немного вина. После приёма пищи и молитвы всех опять приглашают в храм. Братия читает повечерие с каноном Божией Матери, а паломникам разрешается пройти поклониться святыням: их выносят из алтаря и раскладывают в ряд на столе. Все святыни подписаны, поэтому, если вы не услышали пояснение священника, всегда можно прочитать. Интересно, что на Афоне живут по византийскому времени — примерно на три с половиной часа вперёд от московского. Утром служба начинается в 7.30 — в четыре часа по нашему — и заканчивается в 10.30-11.00 — 7-7.30. Служат полуночницу, утреню, часы, литургию, после чего все отдыхают до 9.00, а в 9.00 начинается молебное пение перед иконой Божией Матери. Вот так и переходим из одной обители в другую. И в каждой — особые святыни, неповторимые особенности и достопримечательности. Впечатления у всех останутся незабываемые.

Текст: Марина МОРОЗОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most