Православная газета

С какой стороны Арарата спускался Ной

Что встречает православных путешественников в Армении

С какой стороны Арарата спускался Ной
Фото: Илья Щербаков

Между нашими Церквами нет противостояния, но нет и евхаристического единства, зато отношения называют родственными и братскими. На богословском уровне всё сложно.

А как на человеческом? Каково православному гостю из России в сегодняшней Армении и в её храмах? Что привлекает внимание, удивляет и радует?

Таксисту многое известно

— Это здесь спускался Ной после потопа?

— Нет, вон с той стороны.

Такой диалог состоялся в такси, на котором мы ехали из Еревана к пещерному монастырю Гегард. Пожилой таксист показал рукой на виднеющийся вдалеке Арарат, жестом уточняя: вот именно с этой стороны священной горы спускался Ной, словно речь шла не о Ветхом Завете, а о недавней экспедиции в горы.

Ну а чему удивляться? Мы ведь в Армении, в стране, первой принявшей христианство как государственную религию в 301 году, чем армяне по праву очень гордятся. Соответственно, Армянская Святая Апостольская Православная Церковь — одна из древнейших христианских Церквей мира. РПЦ относит её к «иным конфессиям», но находится с ней в добрососедских отношениях.

Крест из авиационной стали

— Видите крест на горе? Это я его там установил, — с детской гордостью говорит нам загорелый дочерна парень у входа в монастырь.

Я недоверчиво молчу: крест белеет на огромной высоте, скала почти отвесная, а парень продаёт венки из пластиковых цветочков. Как-то не вяжется. Однако кто-то подтверждает: да, это он.

— У меня прозвище Тарзан, — с горящими глазами продолжает парень. — Крест прочный, из самолётной стали, долго простоит.

Гегард — действующий мужской монастырь. Очень древний, основан в IV веке. Его название переводится как «копьё», так как здесь долгое время хранилось копьё, которым был пронзён Иисус Христос. В настоящее время святыня находится в главном монастыре Армянской Апостольской церкви — Эчмиадзин.

Многочисленные монашеские кельи, часовни, некоторые храмы и другие помещения высечены прямо в скалах. Это в прямом смысле пещеры, куда дневной свет проникает через отверстия в потолках. В помещениях сумрачно, некоторые почти полностью погружены во мрак. Ходить нужно аккуратно: пол неровный и гладкий, камень отполирован тысячами ног. Поражает обилие резьбы, украшающей внешние стены и внутреннее убранство пещерных храмов и часовен: изображения животных, растительный орнамент.

А одна из пещер (над княжеской усыпальницей) обладает удивительной акустикой: звук не только многократно усиливается, но и преображается, становится более мелодичным и вибрирующим, многократно отражаясь от стен и колонн. В ней часто исполняют песнопения. Во время нашего посещения у входа в пещеру к выступлению готовились певцы в концертных нарядах: сидя на валунах у входа, просматривали ноты, вполголоса распевались.

Монастырь в облаках

Древний христианский монастырь IX века расположен на берегу озера Севан, точнее на скалистом полуострове, на высоте 1900 метров над уровнем моря. С непривычки мы ощущали нехватку кислорода, что очень затрудняло подъём по крутой лестнице. Но все трудности окупились захватывающими видами на гладь огромного озера.

Сначала было ощущение, что многие постройки монастыря когда-то пострадали от огня, так как выглядели обуг­ленными. Однако оказалось, что стены возводили из тёмного вулканического камня.

Ещё одно открытие: в армянских храмах нет иконостаса. Алтарь расположен на возвышении, похожем на сцену, на стене находится большая икона. Заглянув во все монастырские храмы, я заметила, что чаще всего это икона Пресвятой Богородицы.

«Она вам — старшая сестра»

Интересный разговор на русском, армянском и английском вперемешку состоялся в старинной церквушке в посёлке Гарни. Рядом со входом на крючках висели несколько белых кружевных платков. После ослепительного дневного света не сразу заметили, что за столиком у окна сидел пожилой армянин, с интересом разглядывавший нас. Разговорились.

— Храм построили в XI веке в честь Аствацацин, что по-русски значит Богородица, — с трудом подбирая русские слова, говорил он. — Вы из России? Знаете, что Армения первая приняла православие? Наши просветители — апостолы Фаддей и Бартоломео. Так что наша Церковь вам — старшая сестра.

— Вот у вас на стене висят головные платки, — меняю я тему, — а женщины и девушки в основном заходят с непокрытой головой, даже в шортах видела. У нас как-то строже к этому относятся.

— Раньше у нас тоже строго было, это в последние годы так стало — свободнее, особенно в Ереване.

Разговор его увлекает, и наш собеседник плавно переходит на армянский. Понять его трудно, да и пора ехать: такси ждёт.

Здесь крестятся слева направо

Не менее интересные для российских путешественников храмы и в самом Ереване. Начали мы с собора Святого Григория Просветителя, возведённого к 1700-летию принятия Арменией христианства как государственной религии. Это один из самых больших храмов в Закавказье. Он расположен на небольшом холме. На улице +30. Внутри — прохлада, тишина и покой. Как и во всех армянских храмах, в центре ряды сидений.

Кстати, эта особенность, а также то, что армянские христиане крестятся слева направо, даёт повод принимать их за католиков. Способствует этому заблуждению и небольшое количество икон в храмах. А иконы часто выглядят как картины или как простые бумажные репродукции в рамках. Это связано с различными традициями иконопочитания. Например, в монастыре Агарцин в алтаре одной из келий я увидела изображение Тайной вечери из… пазлов.

Также заметила, каким образом некоторые люди выходят из храма. Вот двое мужчин направились к выходу. Немного не дойдя до дверного проёма, они развернулись, перекрестились и последние шаги к двери прошли, пятясь к выходу. Оказывается, такова традиция: армяне стараются выходить из храма, не поворачиваясь спиной к иконам.

Текст: Татьяна ЩЕРБАКОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most