Православная газета

Какие тексты пригодны для домашнего правила?

В храме на богослужении звучит много проникновенных слов, но можно ли использовать их, когда молишься один дома? Какие ещё молитвословия подходят для домашнего правила?

Валерий Давыдов

Отвечает священник храма Ризоположения пресвятой Богородицы в Леонове Роман Колесников:

— Святитель Феофан Затворник говорил, что молитва является искусством из искусств, нашим непосредственным общением с Господом, но этому общению необходимо учиться. И одним из действенных способов святитель называл церковные молитвословия и Псалтирь, которая часто используется в нашем богослужебном круге и которую полезно включать в домашнее правило.

Сейчас мы утром и вечером читаем молитвы, принадлежащие разным святым, а ведь до XVII века правило каждого православного христианина состояло из полунощницы (утром) и повечерия (вечером). Это части храмового богослужения, полностью сотканные из псалмов. Следовательно, молиться дома теми молитвами, которые мы слышим в храме, не просто можно, а даже необходимо. Кроме того, можно выучить молитву святителя Иоанна Златоуста, состоящую из 24 кратких прошений — по числу часов в сутках, и в разных ситуациях употреблять содержащиеся в ней молитвенные фразы.

А ещё святитель Феофан советовал для молитвенного правила выделять не количество прочитанного, а определённое время, скажем 20 минут, и даже поставить будильник. Когда вы становитесь на молитву и чувствуете, что умом начинаете отвлекаться и уходить в сторону, остановитесь. Не обязательно прочитать всё. Надо стараться молиться не спеша, а когда отвлеклись — возвращать свой ум к словам молитвы.

Если за 20 минут вы прочитали не всё, что наметили, и куда-то спешите, не огорчайтесь — оставляйте и идите по своим делам. Такая практика поможет отучиться от формализма, понять, что молитва — это разговор с Богом, а не формальное вычитывание и не повинность.

Текст: Крестовский мост «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most

Вопрос священнику

Все записи