Мария Бутина — член комитета Государственной Думы по международным делам, ведущая авторской программы «Глобус православия» на телеканале «Спас», эксперт ток-шоу «Большая игра» на Первом канале. По сфабрикованным обвинениям она провела в американских застенках 467 дней, о чём написала книгу «Тюремный дневник», по которой снят одноимённый сериал.
Мария — неизменный друг нашей газеты. Несмотря на большую загруженность, она находит время, чтобы поделиться мыслями о самом важном и актуальном.
Что значит новый феномен православия в мире
— Мария Валерьевна, из вашего «Глобуса православия» мы узнаём много интересного, а порой и неожиданного о православной жизни в разных странах. Даже в Исландии, оказывается, есть сейчас православный приход, который к тому же стал самой быстрорастущей религиозной организацией в стране. Что говорят о православном феномене в мире настоятели, с которыми довелось общаться?
— Точную цифру прироста прихожан в православных приходах трудно назвать. Однако мы видим, что это не только наши соотечественники, но и коренные жители западных стран. Так, настоятель Воскресенского храма в Рабате, столице Марокко, протоиерей Максим Массалитин рассказал, что среди прихожан есть и этнические русские, и латиноамериканцы, и люди Запада. Важно, что в такой мусульманской стране, как Марокко, к православным христианам местные относятся очень уважительно.
Здорово, что вы вспомнили наш выпуск об Исландии. Беседа с отцом Тимофеем Золотуским оставила у меня особый след в памяти. В этой стране есть теперь полноценная православная община. Прихожане собираются не только на службы, но и на совместные чаепития, вечера рукоделия, делятся рецептами и многим другим. Как говорит отец Тимофей, православие в Исландии сейчас вызывает особый интерес среди исландского населения. Только в приходе святителя Николая в Рейкьявике зарегистрировано не менее 860 человек, а совсем недавно было всего 97 прихожан. Так вот этот приход регулярно получает письма от коренных исландцев с просьбой рассказать о нашей церкви, и после этого многие присоединяются к общине. Для таких прихожан в храме раз в месяц проводят богослужения на исландском языке.
— Стало известно, что и в США увеличивается количество молодых людей, которые стали принимать православие, как считаете — почему?
— Действительно, в июне 2025 года издание BBC выпустило статью, в которой говорилось об увеличении желающих присоединиться к «русской церкви». Так, община Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) за последние полтора года выросла втрое. Почему это происходит? Думаю, сами люди в США устали от «диктатуры меньшинств». Приходит понимание, что «либеральная свобода» разрушительна. Родители боятся растить детей в таком обществе. Православие же несёт миру традиционные ценности, говорит о важности семьи. И среди тех американцев, кто принимает православие, немало молодёжи, которая ищет ответы на вопросы о светлом, добром и вечном. А где их лучше всего искать, как не в православной вере?
— Вы — под персональными санкциями недружественных стран. Не осложняет ли это работу над «Глобусом православия»? На героях ваших программ не сказывается?
— Пока не было ни одного сигнала о том, что после съёмок батюшки подвергаются гонениям в странах, где расположены их приходы. Вот и недавно одним из героев программы стал протоиерей Михаил Поваляев — настоятель прихода Андрея Первозванного в Неаполе. А ведь Италия тоже сегодня не в числе дружественных нам стран. Как правило, мы стараемся пригласить настоятелей иностранных приходов во время их визитов в Москву, стараясь не отрывать от службы.
Трудности из-за санкций есть в другом. Проект «Глобус православия» я веду не ради денег. Весь гонорар перечисляю приходам, в котором служат наши герои. И, к сожалению, в некоторые страны стало труднее перечислить пожертвования из-за санкционных ограничений. Но мы стараемся делать всё возможное, чтобы пожертвования доходили.
Кто приезжает, кто уезжает
— У вас появился ещё один необычный телепроект.
— Да, в начале этого года на телеканале «Благая весть» (ТБВ) я стала вести программу «Общий знаменатель», герои которой — верующие переселенцы из недружественных России стран. Как правило, это христиане: традиционные католики, баптисты, старообрядцы, протестанты и другие. У каждого — своя уникальная история. Кто-то и после переезда в Россию остаётся в прежней вере, кто-то принимает православие. Сначала кажется, что мы разные. Но как только начинаешь говорить с ними о ценностях, понимаешь, что знаменатель-то у нас общий. Один из героев моей программы американский предприниматель и инвестор Роберт Стабблбайн стал старообрядцем, а в крещении — Романом. И таких примеров немало.
— Вы рассказываете, как у нас появляются новые, даже неожиданные друзья, но ведь и бывшие «свои» оказываются зачастую врагами, что с ними делать?
— Из всех живых существ, к сожалению, именно человек способен на предательство. Это, безусловно, большой грех. Самый известный предатель Иуда усугубил свой грех тем, что не верил в Спасение. Так и бросившие Родину усугубляют своё предательство тем, что продолжают вредить России издалека, оскорблять её. Не хочется упоминать имена тех, кто уехал. Они этого не заслуживают. Рано или поздно у них кончаются ресурсы, чтобы благополучно жить за границей, а зеваки от их выдуманных рассказов тоже устают. И вот тогда начинается либо напускное покаяние, либо торговля фейк-историями. Бог велел прощать, и прощать нужно, но забывать нельзя. Ведь кто предал один раз, предаст и второй.
Как примирить «советских» и «антисоветских»
— Недавно в обществе вновь вспыхнули споры, которые только на первый взгляд связаны с мавзолеем на Красной площади. На самом деле проблема намного шире. Речь о том, можно ли собрать воедино нашу историю, примирить силы, которые считают друг друга враждебными, понять свою идентичность. Не кажется ли вам искусственным навязываемое нам деление народа на православных и «советских»?
— Наша история написана разными красками. И царские орлы, и красные звёзды — её неотъемлемая часть. В самые страшные, переломные моменты народ и власть инстинктивно искали точки единения, обращались к глубинным, сакральным символам. Так было и во время Великой Отечественной войны. Не случайно, что популярна история о том, что в 1941 году по приказу Сталина самолёт с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери облетел готовящуюся к смертному бою столицу. Речь не об исторической достоверности, а о том, что это очень созвучно самым широким настроениям в обществе. Ведь если подумать, то у коммунизма и христианства есть общие скрепы. Апостол Иаков говорил: «Богатые! Плачьте и рыдайте… Вот плата, удержанная вами у работников, возопила». Лозунги коммунизма тоже включают защиту угнетённых от несправедливости. Идея социального равенства, защиты «маленького человека» — это мощный пласт, общий для христианской веры и коммунистической идеологии. И то, и другое предполагает самопожертвование, коллективизм и приоритет общего блага над эгоизмом. Это и основа для согласия самых разных людей.
— Почему же сейчас в обществе так не всегда получается? Разве нельзя, чтобы одновременно и мирно стояли памятники царям, святым, героям революции и всех войн? Зачем разрушать собственную героику, какой бы окраски она ни была?
— Да, нередко эмоции, разные трактовки прошлого, зачастую навязанные извне или усугублённые социальными проблемами, могут брать верх над разумом и стремлением к примирению. Но историю нельзя воспринимать как чёрно-белый фильм. Так, в Москве «уживаются», например, восстановленный храм Христа Спасителя — символ веры и покаяния, с памятниками деятелям революции, включая тех, кто храмы разрушал. Рядом могут стоять монументы царским военачальникам Отечественной войны 1812 года и героям Великой Отечественной, сражавшимся под знамёнами СССР. Их объединяет жертвенный подвиг во имя Родины, который выше политических расколов. Это и есть та самая «собственная героика», о которой вы говорите. Историческая амнезия опасна. Стирая сложные, противоречивые страницы, мы лишаем себя понимания полноты пути, пройденного страной. Это всегда риск стать «Иванами, не помнящими родства».
Когда незаменимы учителя и священники
— Но ведь беречь нам нашу память надо ещё и потому, что её сейчас всё активнее стремятся отнять, исказить. Запад пересматривает итоги войны, чтобы принизить значение нашей Победы и нашей страны. Как вы это воспринимаете?
— Современный Запад лжёт, пытаясь приписать себе наши победы и перечеркнуть все жертвы, миллионы погубленных жизней наших солдат и мирных граждан в Великой Отечественной войне. А ложь — большой грех. Иначе это оценить невозможно. И мы не позволим им отнять у нас Правду. Знаете, этот юбилейный год Победы для меня особенный, потому что 9 мая портрет моего дедушки — ветерана Великой Отечественной войны Василия Филипповича Бутина — участвовал в воздушном «Бессмертном полку» на аэродроме Кубинка. Трудно передать те чувства, которые я испытала, когда портрет дедушки воспарил в небо. Пока мы помним истинные события, жертвы, которые принесли наши предки во имя свободы и независимости Родины, нас никому не победить.
— Как вы относитесь к утверждению, что «войны выигрывают школьные учителя и священники»?
— Для меня лично это звучит вполне буквально. Помню, ещё в детстве, мне не было ещё и десяти, я с бабушкой Марией Григорьевной Шаповаловой заучила всего «Евгения Онегина». Моя дорогая бабушка была учителем географии. Всю жизнь она посвятила преподаванию. Как же я могла знать, что позже, в одиночке американской тюрьмы, эти пушкинские строки, заученные в детстве с бабушкой и произносимые в камере шёпотом на русском, спасут мой рассудок от отчаяния. В американской тюрьме мне также не давал пасть духом отец Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне. Он проделывал огромный путь, чтобы навестить меня в заключении и поддержать, помочь не утратить веру. Так что учителя и священники способны на великие дела. И для страны, и для отдельного человека. Они воспитывают силу духа в своих учениках и прихожанах. А потом, выходя из школы или храма, люди идут вершить большие победы над самими собой, над своими слабостями и внешними врагами.