Православная газета

Что в Церкви можно менять, а что — нельзя

Читателям отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах

Что в Церкви можно менять, а что — нельзя
Покрывать голову девочкам в храме — традиция недавняя, раньше так делали только замужние женщины

Если полезно, то и канонично

— Отец Алексий, многие вопросы читателей так или иначе связаны с темой: что в церковной жизни подвержено переменам, а что незыблемо?

— Конечно, неизменными остаются Священное Писание, Священное Предание, которое мы видим в догматах Церкви и толкованиях Святых Отцов. Неизменными остаются Таинства Церкви, которые имеют Богом установленный характер, в отличие от обрядов.

А всё, что касается того, что мы называем церковной традицией, может меняться, потому что Церковь — это живой организм. К примеру, одежда священников, распевы, богослужебный язык, вопросы календаря, длительности постов, церковного устава, церковной дисциплины — все эти вещи могут меняться. Великий церковный историк Василий Васильевич Болотов высказал очень здравую мысль: то, что полезно Церкви, то и канонично.

Самое дорогое, что у нас есть, — это Господь наш ­Иисус Христос и всё, что нас к Нему направляет, и то, через что мы учимся Ему сродниться. В Церкви — это жизнь Духа Святого, который приводит нас через Христа к Отцу. Вот это незыблемо, ради этого Церковь существует и это положено Самим Спасителем.

— Для многих прихожан церковнославянский язык сложен. Возможно ли, к примеру, раз в неделю вести всю службу на русском языке?

— Почему нет? Церковное разнообразие не только допустимо, но очень желанно. В Москве есть приходы, которые следуют старообрядческой традиции в лоне Русской Православной Церкви, сохраняют старые книги и напевы. Нравится креститься двоеперстием, петь знаменным распевом, носить длинные бороды — пожалуйста. Если людям так молиться хорошо, если они через эту молитву достигают до Христа и в этом есть полнота их радости, то почему нет? А для кого-то служба на русском языке тоже может быть красивой. Вполне может существовать приход в Москве, где люди могли бы слушать Писание и молиться на русском языке. Мне, например, нравится церковнославянский, и я не испытываю нужды в русском языке богослужения. Но точно знаю, что есть достаточное количество людей, которые очень хотели бы, чтобы богослужение было на русском. Почему их надо лишать такой возможности? Что от этого изменится? Ничего.

Надо ли молиться о курсе рубля

— Сегодня появляются новые молитвы, акафисты. Вы недавно составили молебен о нищих, бездомных, безродных. Возможен ли, к примеру, молебен для ипотечников или о курсе рубля?

— У нас есть общий молебен, в котором мы можем обращаться к Богу по всякой своей нужде. Человек может иметь нужду в чём угодно. Но специально сочинять молитвы по каждому поводу было бы слишком.

— Есть, к примеру, молитва о плавающих и путешествующих, а мы сегодня больше летаем, чем плаваем. Может быть, актуальнее молитва о летающих на самолёте?

— Но когда человек летит в самолёте, он ведь путешествующий. Разве Бог не видит, что ты в самолёте, обязательно Ему надо объяснять? Тебе важно благополучно совершить свой путь. И не важно, на чём ты путешествуешь. Главное, ты просишь помощи Божией, и Господь ещё прежде нашего прошения знает, что нам нужно.

— Находиться женщине в храме с покрытой головой — это традиция или это предписано Священным Писанием?

— Это предписанная Священным Писанием форма женской одежды во время молебна. Незамужние девицы, девочки не должны носить платок в Церкви в знак их девственной чистоты. И никогда не носили на Руси. Это замужняя женщина в знак того, что имеет над собой власть мужа, надевает платок.

— А брюки?

— Про брюки ничего не сказано в Священном Писании. В Ветхом Завете говорится, что женщина не должна одеваться как мужчина, а мужчина не должен одеваться как женщина. Но относится это не к виду одежды, а к её половой идентификации. То есть женщина не должна становиться мужчиной, а мужчина — женщиной. Во времена Ветхого Завета женщины и мужчины одевались совсем не так, как одеваются сегодня. Мужчина носил нечто похожее на женское платье, а женщины носили шальвары, то есть брюки. Так что в библейских текстах ничего не сказано про то, что женщина не может носить брюки. А в Шотландии мужчины, как мы знаем, носят килт, и это не является женской одеждой.

— Многих людей, которые только начинают ходить в храм, пугает традиция долгих молитв стоя.

— Никто не мешает молиться сидя. Есть моменты в богослужении, когда надо стоять, а так, пожалуйста, сидите. Вообще, это наша местная традиция — молиться стоя. Во всех православных храмах других юрисдикций — греческой, болгарской, румынской, сербской, албанской — везде стоят лавки и кресла и люди молятся сидя.

Какому священнику можно играть в футбол

— Храм — место сакральное, можно ли там устраивать беседы с чаепитием, концерты, смотреть фильмы?

— Всё должно происходить в рамках благочестия. А что, фильм нельзя в другом месте посмотреть? Без сомнения, в храме можно устроить концерт на религиозную тематику, но вряд ли концерт русского романса или песен времён войны. Это странно было бы. Помещение нашего Троицкого храма неоднократно использовалось под проведение благотворительных ярмарок, но опять же в рамках церковного служения. Знаю, что некоторые приходы, у которых нет дополнительных помещений, проводят в храмах рождественские и пасхальные спектакли воскресных школ.

— В вашем приходе ежегодно проводится на 9 Мая пикник, где вы вместе с прихожанами играете в футбол, бегаете в эстафете, поёте песни под гитару. А не надо ли священнику выстраивать дистанцию между собой и приходом?

— Дистанция должна быть. Только естественной. Есть понятие иерархичности. Со священником не должно быть никакого панибратства, особо личных тесных контактов у одних прихожан по сравнению с другими.

— А вот играть священнику в футбол с прихожа­нами…

— Это не его обязанность. Он может это делать, если у него это только хорошо получается.

Текст: Елена АЛЕКСЕЕВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most