Православная газета

Мария Бутина: Россия становится Ноевым ковчегом

Известная телеведущая рассказала о своей новой телепередаче на канале «Спас»

Мария Бутина: Россия становится Ноевым ковчегом

Депутат Государственной думы, автор и телеведущая программы «Куклы наследника Тутти» на Первом канале Мария Валерьевна Бутина в эксклюзивном интервью сообщила нам, что скоро на канале «Спас» начнёт свой новый некоммерческий проект — цикл телепередач «Глобус православия». Как она пришла к этой идее? Что значит сейчас наша вера для людей во всём мире? Об этом наша беседа с Марией Бутиной.

Самый православный глобус

— Мария Валерьевна, правда ли, что рождение нового телепроекта связано для вас с настоятелем русского храма в Вашингтоне, протоиереем Виктором Потаповым, который поддерживал вас по время тюремного заключения в США?

— Да, православный батюшка отец Виктор Потапов очень сильно поддерживал меня в заключении. Именно он обратил моё внимание на то, что православные приходы и общины существуют в разных странах мира. Это и навело меня на мысль создать передачу о православии за рубежом. Такую передачу, которая бы, с одной стороны, православных поддерживала, а с другой —  показывала, что никакой изоляции России нет, а православие —  это истинная вера, к которой люди приходят в разных странах. Вот с такой идеей я и пришла к генеральному директору православного телеканала «Спас» Борису Корчевникову.  И сейчас мы завершаем первый сезон съёмок передачи «Глобус православия».

— Со священнослужителями каких стран уже удалось пообщаться?

— География цикла — Белоруссия, Азербайджан, Япония, Швеция, Кипр, Индия, Бразилия. Из этих стран к нам приезжали настоятели и рассказывали, как там организована жизнь православных приходов, существует ли связь с Россией, как отмечаются праздники, есть ли, например, там венчание, какова вообще история православия в этой стране. В следующем сезоне географию планируем расширить. Каждая передача состоит из блоков интервью, особенно интересных историй. Своеобразная изюминка – беседы с прихожанами, которые делятся своими взглядами на церковную жизнь. У нас уже появилась своего рода традиция, когда священники привозят нам либо репродукции икон, либо сами иконы из своих храмов и рассказывают почему этот образ так для них важен. Интересно, что один из батюшек попросил меня передать в какой-нибудь местный приход две иконы с Кипра. Так вот одну икону Святого Лазаря я уже отвезла в Уржум Кировской области. И оказалось, что именно эту икону там очень хотели приобрести для нового храма. Разве это не чудо?!

— Какие встречи особенно запомнились?

— Прежде всего — встреча с архиепископом Аланским Герасимом, который рассказал о Православной Церкви в Японии, о святом Николае Японском. Там совсем небольшой православный приход, а некоторые японцы почему-то считают, что православие пришло к ним из Америки. Расскажем, как было на самом деле.

А вот отца Дмитрия Кулакова, настоятеля прихода Святого Апостола Фомы в Нью-Дели, мы застали в аэропорту, он из родной Самары летел стыковочным рейсом в Нью-Дели. Оказывается, в Индии миссионерская деятельность строго ограничена.  Единственный православный храм есть только при российском посольстве. Местные могут пройти туда по паспорту. Интересно, что где-то богослужения идут исключительно на русском, где-то добавляют местный язык. Мы, православные, считаем, что человек должен понимать проповедь, в отличие от тех же католиков, которые очень долго делали это только на латыни. Кстати, многие наши батюшки говорят на иностранных языках, что, конечно, облегчает общение.

— Вам самой где хотелось бы побывать?

— Мне очень хочется поехать на Соловки. Ведь это и крепость, и храм, и когда-то тюрьма – удивительное сплетение. Даст Бог, получится такая поездка. В связи с передачей «Глобус православия», конечно, открывается столько мест, в том числе в России, которые хотелось бы увидеть. Вот недавно узнала: у нас, оказывается, единственная в России японка-иконописец работает в Абхазии. Интересно было бы познакомиться с ней.

Революция, о которой долго мечтали

— То, что сегодня происходит в обществе, некоторые называют революцией, одновременно и неожиданной, и долгожданной. Всё более ощутимо возвращение к православным ценностям. Вы находитесь в центре этих процессов, как оцениваете происходящее?

— Появилось больше «мы», больше общего, чем личного, частного. Люди стали больше смотреть не на внешние бирюльки, а внутрь. Мир социальных сетей привёл к тому, что людям захотелось больше живого общения, потому что электронные переписки не несут с собой человеческой энергии. Сейчас я вижу огромную потребность в душевности, в эмпатии, в искренности. Регулярно провожу в школах беседы о важном и вижу, что дети стали серьёзнее, вдумчивее. Очень приветствую появление нового учебника истории, внимательно его почитала. Знаю про критику, знаю, что необходима и доработка, но мы хотя бы начали с общего знаменателя. Ведь довольно странно ждать единения страны, которая учится по разным программам, по разным учебникам с многоликими «истинами».

Если говорить об университетском поколении, то вижу, что немало его представителей пропитались ложной западной моралью. Мне кажется, их зачастую уносит на крыльях каких-то странных фантазий. Но я не считаю, что это потерянное поколение, нужно бороться за каждого человека. Разумеется, универсальной таблетки нет. Часто мы, взрослые, забываем, как много для ребёнка, подростка, значит личный пример. Если вы читаете нотацию, а сами делаете иначе — ничего не получится. Личный пример даёт больший толчок, чем слова. Вот, например, у моих родителей всегда были хорошие отношения, я вижу их трогательную заботу о бабушке, которой в этом году исполнится 90 лет, и также отношусь к своим родителям. И ещё, надо быть вежливыми друг к другу. Так, чтобы это было частью нашей культуры. Надо отличаться от упрощённого Запада, который упростил уже всё, что можно.

— В связи с известной вечеринкой появилась шутка, что Ивлеева стала Сусаниным XXI века: она увела из медийного пространства персоналии, с которыми не могли справиться здоровые силы. А если серьёзно, что послужило толчком к таким переменам, к оздоровлению общества?

— Обновление у нас происходит, к сожалению, через неприятные ситуации, но Господь всё управит. Так получилось, что я стала единственным депутатом, кто не просто выразила возмущение происходящим, а написала официальный запрос в МВД, Роскомнадзор и Министерство культуры с просьбой обратить внимание на эту ситуацию, дать правовую оценку. Я не могла этого не сделать, потому что ко мне обратились бойцы СВО, которых возмутил этот беспредел. И очень рада, что государство правильно отреагировало.  Я смотрела видеообращения, которые потом записывали те самые, так называемые звёзды. Не нам судить степень чьего-то раскаяния. Но перед людьми надо ответить по закону. А закон, в том числе о запрете ЛГБТ-пропаганды, был нарушен. Кто-то возмущался, что на этих артистов наложили слишком маленький штраф, но я считаю, что всё должно быть по закону, не надо излишних репрессий. Если есть совесть, совершите морально правильный поступок, как, допустим, тот же Киркоров сделал, перечислив деньги детскому фонду в Белгороде. Как известно, в Библии сказано: ты сначала со своим ближним помирись, а потом проси прощения у Господа Бога.

Нельзя опошлять любовь

— Господь завещал нам «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», но увы субкультура «чайлдфри» дала ростки и в нашей стране. Что вы об этом думаете?

— Идеологию чайлдфри, отвергающую рождение детей, у нас, слава Богу, осуждают. Значимость семьи трудно переоценить. А ребёнок появляется от любви семейной пары. И тут очень важно возвращать такие вечные ценности, как верность, доброта.  Сегодня же, мне кажется, само понятие любви опошляют. С этим нельзя мириться.  Есть настоящая любовь, есть пары, которые друг без друга жить не могут. И это надо чаще показывать. А, в первую очередь, важен личный пример.

— Что, как депутат, вы можете здесь сделать?

— У меня будет несколько интересных направлений с проектом «Единая Россия – крепкая семья». А в законотворчестве я бы сделала акцент на том, чтобы всё-таки приглашать из-за рубежа высококвалифицированных специалистов, которые хотели бы работать и жить в России. Это люди, и их немало, которые, как правило целыми семьями уезжают с Запада.  Россия для них – Ноев Ковчег. Многие тянутся к нам, потому что знают, что детей у них не заберут, что сын – это мальчик, дочка – девочка. И наша задача – помочь этим людям адаптироваться, сделать так, чтобы они нашли своё место, были полезными России. К нам продолжают обращаются наши соотечественники, принудительно депортированные из Прибалтики, и мы находим возможности им помочь. Многие компании готовы предоставлять им работу, поддержать их, в том числе в плане законодательства.

О чём мы молимся

— Внимание многих привлекла история с запрещением в служении протоиерея Алексия Уминского, что вы об этом думаете?

— У нас есть глава Церкви –  Патриарх. Я убеждена, что его решения единственно правильные, а вообще единоначалие в Церкви должно быть обязательно. Иначе мы легко потеряем все границы, а вместе с этим потеряем себя, свою веру. У меня как-то был диспут с женщиной — протестантской проповедницей в тюрьме. Когда я её спросила, как она может пропагандировать мужеложство, если в Библии это напрямую запрещено?  Она мне ответила: «Ну, не суди». Но так нельзя. Не должно быть искажения первоначальных смыслов. Нужен ясный, канонический взгляд по всем вопросам. А уж когда Патриарх благословляет наше воинство, тут и сомнений никаких быть не может. И личных трактовок, отступлений в этом вопросе и тексте молитвы тоже. Тем более, что молитвы о властях и воинстве издавна возносятся у нас на каждой литургии. Это общепринятый, канонический порядок.

— Каких перемен в жизни общества ждёте, о чём молитесь?

— Победы ждём. Я перед Новым годом в соцсети размещала пост и спрашивала, кто что хотел бы в новом году? Так вот, очень примечательно, что каких-то личных, частных пожеланий в этот раз почти не было, все хотят победы, мирного неба над головой. Я почувствовала, как наша страна едина в своих стремлениях.

Текст: Ирина КОЛПАКОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most