Православная газета

Крест над бурятским селом

Уникальная христианская община семейских процветает в окружении буддистов и шаманистов

Крест над бурятским селом
Фото автора

Недавно мне довелось побывать в Бурятии и обнаружить там островки христианской жизни в местах, где традиционными религиями считаются буддизм и шаманизм. Оказывается, уже 250 лет здесь действует уникальная община старообрядцев.

Даже камень сделали плодородным

Их называют «семейские». Они появились на этой земле не по своей воле. Во второй половине XVIII века императрица Екатерина приняла решение переселить в Сибирь старообрядцев, которые в своё время бежали от преследования в Речь Посполитую. Почти 35 тысяч человек вынуждены были начать новую жизнь в Сибири и Забайкалье. Ссылали целыми семьями, именно поэтому их прозвали в народе семейскими.

Благодаря религиозной изоляции семейские сохранили свою культуру практически в первозданном виде. Мне удалось познакомиться с этим феноменом в двух сёлах, одно называется Тарбагатай, второе — Десятниково. Тарбагатай — большое и очень красивое село. Название означает место, где много тарбаганов. Тарбаган — монгольский сурок.

Старообрядцы семейские поселились тут в 1765 году. Свою первую часовню построили в 1810 году. В середине XIX века в Тарбагатае жили 900 человек, а к началу XX века в селе были уже пять старообрядческих церквей и кафедральный собор.

О семейских говорили, что они «даже камень сделали плодородным». Дисциплинированные, без вредных привычек, трудолюбивые, они некоторое время привыкали к суровой природе, а потом подняли земледелие на очень высокий уровень. Прежде бесплодные места стали житницей. Во многом благодаря этим крестьянам, работавшим с молитвой, отпала необходимость ввозить в Забайкалье хлеб и другие сельскохозяйственные продукты.

Шуточная свадьба стала настоящей

Особая история — фамилии семейских: по ним можно определить, из какого села родом тот или иной житель. Самые распространённые в Тарбагатае старинные роды Чебуниных, Думновых, Калашниковых, Банновых, Ефимовых, Медведевых; в Десятникове — Матвеевых, Михалёвых, Степановых, Чистяковых; из фамилий, образованных от имён, — Родионовы, Борисовы, Николаевы, Емельяновы, Афанасьевы, Тихоновы.

С приходом советской власти в Тарбагатае и в других селениях семейские продолжали быть сами по себе. Даже одежда у них всегда оставалась своя — с украшениями из бисера и янтаря. Таковы они по сей день. И дома у них те же: бревенчатые постройки с высоким крыльцом, ярко раскрашенные, с воротами, украшенными изображениями цветов и птиц, и с резными ставнями.

Один из моих собеседников, Александр, родился и вырос в Тарбагатае. С отличием отучился на юриста в Улан-­Удэ и вернулся в родное село. Он заведует музеем и очень увлекательно о нём рассказывает. В селе Тарбагатай есть свой Музей истории и культуры старообрядцев, созданный на основе частной коллекции. В нём более 700 экспонатов: одежда, орудия труда, посуда и даже пушечные ядра времён Емельяна Пугачёва! Славятся семейские своей песенной культурой. Их особенность — многоголосие, пришедшее из старинного церковного распева.

В последнее время тур­агентства привозят сюда путешественников большими группами, среди них немало иностранцев. В деревне Десятниково для гостей есть целая программа с мастер-классами и с большой фольклорной составляющей. Тут и обедами кормят, и в печи учат готовить, и даже замуж выдают! Есть в Десятникове традиция: выбрать из гостей девушку и молодого человека, нарядить их в колоритные местные костюмы и отпраздновать шуточную свадьбу. Был случай, когда одна такая случайная пара поженилась по-настоящему.

Три фермера превзошли все колхозы

— Конечно, сейчас многое поменялось, — рассказывал мне житель Тарбагатая Юрий Козлов. — Исчезли наши колхозы-миллионеры, многие жители остались без работы, упала рождаемость, в школах всё меньше учеников, оттого и немало пустующих домов, кроме, наверное, райцентра. Но кто ищет работу, тот её находит. Наш район пригородный, поэтому многие работают в Улан-Удэ или открывают свои ИП — от торговли до предоставления различных видов бытовых услуг. Три семейских фермера сейчас засевают земли и добиваются урожайности большей, чем у колхозов в советское время. Некоторые выращивают коров, коней, есть свинофермы. Притом у каждого двора свои огороды, покосы, пашни, разнообразная живность.

В общем, несмотря на все повороты истории, семейские остаются самими собой. Трудятся без устали и с молитвой. И вере своей верны, о чём напоминает красивый собор в Тарбагатае, крест которого возвышается над окрестностями села.

Текст: Елена ХАРО «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most